Колёса для мотоблока: разновидности, применение, изготовление своими руками

Колеса для мотоблока своими руками

Для совершения различных сельскохозяйственных работ можно использовать ручной труд или же задействовать специальные механические средства. Например, трактор со всеми необходимыми дополнениями – отличный тому пример. Однако не следует забывать о его габаритах и объемах потребления топлива, необходимости обслуживания. Если имеется небольшой участок, вряд ли целесообразно покупать такой агрегат для обработки кусочка земли. Но и руками это делать не всегда удобно. Как поступить?

В этом случае рекомендуется использовать компромисс – минитрактор или мотоблок. Мы же разберемся, какие можно использовать для последнего колеса и шины, как их подобрать своими руками. Для этого воспользуемся видео и фото материалами.

Самодельные колеса

О выборе

Сам по себе мотоблок ничего не представляет, если не имеется навесного оборудования. А оно, в свою очередь, не будет качественно выполнять свои функции без правильно подобранных колес.

koljosa-dlja-motobloka-svoimi-rukami_1.jpg

Сразу отметить, что колеса для прицепа мотоблока и для самого блока – это разные вещи.

Можно выделить два вида таких изделий для мотоблока:

  • из металла, снаряженные грунтозацепами – чтобы отлично обрабатывать почву
  • из резины с глубокими протекторами – еще и для езды по асфальтированной и грунтовой дороге.

koljosa-dlja-motobloka-svoimi-rukami_1_1.jpg

Последний вариант, как правило, входит в комплект. Например, выполняется такая поставка колес для мотоблока Нева. И если есть необходимость в замене, следует подбирать не хуже, иначе устройство не сможет полноценно выполнять свои функции, а превратится в разрыхлитель земли – культиватор. Нам же нужно иметь оборудования для полного комплекса работ.

О выборе резиновых изделий

Это более универсальный и часто используемый вариант колес, нежели металлические. Чтобы пропахивать почву и выкапывать клубни картофеля, лучше использовать широкие колеса – от 20 см. Диаметр колес лучше выбирать от 40 см.

Для высадки картофеля следует делать расстояние между рядами около 50-70 см, чтобы мотоблок мог проехать. Если же требуется обработка посеянной культуры, колеса лучше выбирать более узкие, чтобы они не так стапливали посадку.

Цена

На данный момент весьма востребованными являются пневматические шины, стоимость которых находится приблизительно на уровне $100.

Варианты

Всегда можно подобрать универсальные колеса, которые подойдут для самых разных моделей мотоблоков. Диаметр моделей камерного типа в основном находится в диапазоне 4-12 дюймов. Для моделей – это в основном 8-10 дюймов.

Цвета могут быть разными: в зависимости от предпочтений производителя и адаптации под конкретную модель. Ступица колеса мотоблока чаще всего покупается отдельно. А в комплекте могут быть: скаты, камеры, диски, элементы крепления.

Иногда требуются утяжелители для колес мотоблока. Они выглядят как диски, способствуют утяжелению колесной базы.

О выборе изделий с грунтозацепами

Как уже отмечалось, кроме резиновых колес для мотоблока, используются также и металлические с грунтозацепами. Можно приобрести готовые образцы, но они вполне поддаются созданию своими руками. Выглядят они как металлический обод со стальными зубьями, которые вгрызаются в почву, когда она обрабатывается.

Иногда на зуб надевается дополнительный, чтобы повысить эффективность действия. Это позволяет, например, более качественно сделать бороны.

Делаем и устанавливаем самостоятельно

Если речь идет о резиновых образцах, то сделать такие колеса для мотоблока своими руками невозможно. В этом случае все сводится к перестановке их с одной техники на другую, в данном случае – мотоблок. Как уже отмечалось, могут использоваться изделия от садовой тележки. Но допускаются даже колеса от «Жигулей» и мотоколяски.

Нужно лишь подобрать соответствующую ступицу.

Если своими руками хочется сделать грунтозацепы, тогда это более трудозатратная работа. Берем автодиски, привариваем к ним полуось, обод и сами зацепы, размещая их на нужном расстоянии друг от друга (но не более 20 см – иначе очень плотно будут входить в почву). Высота также может быть подобрана индивидуально. Поэтому из инструментов понадобится лишь сварочный аппарат и болгарка.

Здесь очень точных расчетов делать не приходится, стоит почитать отзывы, посмотреть фото и чертежи, тогда удастся сделать оптимальный вариант для своей модели мотоблока.

Колеса – важная деталь устройства

Не только характеристики двигателя, например, играют важную роль в функциональности мотоблока: важна каждая деталь. И колеса с шинами – не исключение. Поэтому к их выбору и качеству установки следует отнестись со всей ответственностью. Только тогда агрегат ответит высокой производительностью и беспроблемностью работы.

Мотоблок «Хозяин 9 б», в принципе, является хорошим агрегатом. Тем не менее постоянно ищу возможность что-нибудь в нем улучшить. и нахожу!

Недостаток этих моделей в том, что конструктивно сблокированы оба колеса. Это очень затрудняет поворот на ходу во время работы, не говоря уже о развороте на месте. Чтобы устранить проблему, я установил самодельный механизм, позволяющий разблокировать, т.е. освободить для маневра левое колесо (фото 1, рис.). Его главными деталями являются муфта, которая перемещается по шестигранному рукаву на оси колес, и ступица, установленная на колесе.

Принцип работы таков: при зацеплении выступов муфты и ступицы колесо «отсоединяется», обеспечивая легкий поворот мотоблока. Муфта управляется рычагом через вилку.

Жим без усилий

Попутно пришлось разрешить еще одну небольшую проблему. В заводском исполнении трос муфты сцепления выжимается очень туго, поскольку для обхвата рукоятки с рычажком нужно иметь довольно длинные пальцы. Чтобы облегчить выполнение данной операции, я кое-что усовершенствовал.

1. Перенес ось крепления рычажка вверх на 1,5 см (фото 2)

2. Удлинил рычаг управления муфтой металлической трубкой (фотоЗ) ,

3 .Установил пружину на растяжение: один конец зацепил за болт, прикрепленный к основанию МТБ, второй — к трубке.

Эти изменения не назовешь значительными, но они делают работу гораздо более комфортной.

Переобуваем мотоблок

Мотоблоки с большими колесами типа «Хозяин» можно переобуть в резину R13 с дисками от «Жигулей» или в луазовскую с протектором. Увеличив таким образом их вес и, соответственно, сцепление с почвой, нетрудно уменьшить ширину колеи до стандартных 60 см. Для этого отверстия в пластинах крепления колес мотоблока растачиваем к центру, пока не совпадут с отверстиями дисков «Жигулей» d 12 мм. Диски крепим к рукавам с внутренней стороны (от мотоблока): так они не только хорошо прилегают, но и получается колея шириной 60 см без переделки рукавов.

Делаем грунтозацепы для мотоблока Нева своими руками

У каждой марки мотоблока есть те навесные опции, которые лучше других подходят под её конструкцию. Конечно, лучше всего покупать универсальный мотоблок, к которому подходит практически любой навес. Для мотоблока Нева производители сделали колеса с грунтозацепами Ф340х110.

грунтозацеп-к-мотоблоку-6-400x347.jpg

По своей конструкции эти грунтозацепы несколько больше, чем те, которые мы описали как самодельный вариант. Соблюдайте те же инструкции, которые мы указали выше, просто подберите другие размеры ободов. Высота колеса для грунтозацепов для мотоблока Нева должна быть 340 мм, а ширина самодельного грунтозацепа — 110 мм.

Делаем адаптер к мотоблоку своими руками

В сети сегодня можно найти любую интересующую вас информацию, чертежи адаптера для мотоблока не являются исключением. (вставить изображение чертежа адаптера)

Для конструирования наипростейшего варианта, вам потребуются следующие комплектующие: колеса, трубы, агрегат для сварочных работ, сидение, узел для сцепки, болты, подшипники, швеллер.

Сделайте основание для крепления колес. Разрежьте трубу на два отрезка разной длины: короче и длиннее в 1,5 раза. Короткую часть перпендикулярно приварите к длинной.

kak-sdelat-adapter-dlya-motobloka-svoimi-rukami-10.jpg

Прикрепите колеса на втулки. Втулки приварите или с помощью подшипников соедините с трубой. Если вы хотите сэкономить, то можете использовать старые колеса.

kak-sdelat-adapter-dlya-motobloka-svoimi-rukami-11.jpg

Сделайте раму необходимого размера. Для крепежа навесного оборудования приварите швеллер к заднему концу рамы. Болтами скрепите оставшиеся трубы. Установите рычаг на раму.

Приварите узел для сцепки. В большинстве случаев мастера ручных работ приобретают узлы в магазинах. При выборе уточните какой материал использовался при изготовлении запчасти.

Следующим этапом приварите механизм, на который будет крепиться сидушка к раме. Установите водительское сидение.

Что за колеса с грунтозацепами?

Это еще одна разновидность – металлические колеса. По периметру такого изделия идет железный звуб. Они дополнительно вгрызаются в обрабатываемый вами грунт и рыхлят его, при этом, качественно фиксируя мотоблок.

Если желаете добиться наилучшего результата использования такого колеса, то можно надеть на каждый зуб еще один зуб. Получатся удлинители для колес мотоблока. Это даст еще лучшую обработку земли. Получается своеобразное параллельное боронование почвы, которого не добиться, используя пневмо-вариант.

Чертежи

Чтобы самостоятельно собрать дифференциал для мотоблока своими руками, понадобятся чертежи. К счастью, в Интернете большое количество схем и картинок того, как сделать дифференциал для мотоблока своими руками.

Как правило, опыт показывает, что все собранные по чертежам самодельные дифференциалы для мотоблока имеют маленький возможный угол свободного колесного прокручивания (до 250 градусов), поскольку поперечный паз серьезно уменьшает мощность такого агроустройства. Также самодельные дифференциалы на мотоблок обладают большей силой трения, особенно, если внутрь втулки попадет грязь. Поэтому, дифференциалы, сделанные своими руками для мотоблока, обычно применяются для более легких мотоблочных моделей, как, например, «Нева».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий