Содержание
Зрительная диагностика
В случае обнаружения вышеописанных проявлений следует осмотреть автомобиль. Внимание следует обратить на следующие детали:
- Повреждения пыльников.
- Проверить осевой люфт, подёргав руками за нижнюю и верхнюю части колеса.
- Металлический стук.
Для исключения вероятности неисправности подшипников ступицы, необходимо осуществлять проверку при нажатой педали тормоза. Обнаружив указанные отклонения, нужно немедленно заменить шаровую опору.
Ремонтировать или менять?
Обычно восстановление шаровой опоры своими руками не дает должного результата. Эффект, конечно, есть, но кратковременный. Хорошо, если такой конструкции хватит на 20 000 километров. Потом придется все повторить. Если же этим занимаются профессионалы, то ресурс узла существенно увеличивается, а стоимость работ становится гораздо меньше. При таком подходе можно экономить до 70 %. Но все же в некоторых случаях восстановление невозможно. Одна из причин — износ посадочного места непосредственно на рычаге. Особенно это касается такого металла, как чугун. Он имеет свойство крошится, и при каждом разборном обслуживании ситуация только ухудшается.
Но все же перед заменой рычага можно выполнить 2-3 восстановительных работы, а это уже существенная экономия средств. Кроме того, если СТО дает гарантию 50 000 километров, то это вовсе не означает выход из строя узла ровно через такой пробег. При должной смазке и манере езды шаровая может работать гораздо дольше.
Изготовление обслуживаемой крышки
Глухая часть корпуса опоры делается съёмной. При этом вы многократно можете менять пластиковые вкладыши, каждый раз восстанавливая работоспособность опоры. Съёмное дно позволяет производить профилактический осмотр, не снимая шаровую опору с подвески.
Заглушка: делаем своими руками
- В донышке высверливается отверстие размером с шар пальца (с небольшим зазором, разумеется). Высверливается — сказано условно. Необходим фрезерный станок. Не бойтесь при расточке повредить пластиковый вкладыш, всё равно вы будете его менять. Внутри нарезается резьба. Это достаточно сложная процедура из-за большого диаметра. Но в любом инструментальном цеху вам выполнят такую работу за символическую плату.
Доверьте работу профессионалам, если сами им не являетесь
- Затем под это отверстие изготавливается заглушка с резьбой, повторяющая форму штатного донышка.
Совет: Для точного изготовления заглушки используйте две шаровые опоры. С одной срежьте донышко с помощью болгарки и используйте как образец формы.
- На изготовленном донышке вы должны нарезать шлицы для ключа, иначе невозможно будет прочно затянуть ремонтный узел.
Производите замену на чистой поверхности, иначе смысл работы теряется
- Теперь для ремонта достаточно будет выкрутить заглушку, извлечь палец (проверив его геометрию) и заменить пластиковые вкладыши.
Важно! Необходимо обеспечить законтривание резьбы, иначе донышко может открутиться в процессе эксплуатации.
Ремонтный стакан: всё гениальное просто
Принцип такой же, как и в первом случае — изготовить сменное дно. Только исполнение отличается. Если дно опоры слишком тонкое для изготовления полноценного резьбового соединения, необходимо изготовить ремонтный стакан. Он вытачивается на токарном станке из стального круга подходящего диаметра. В донышке стакана вытачивается всё то же отверстие и нарезается резьба. И наконец — изготавливается опорное сменное донышко.
Затем с шаровой опоры срезается дно цилиндра с помощью болгарки или ножовки по металлу. На его место наваривается ремонтный стакан. Способ более трудоёмкий, зато не допускает нагрева пальца в процессе демонтажа.
Схема изготовления варианта изделия
Дальнейшая эксплуатация по той же схеме: при появлении люфта выкручиваем ремонтную заглушку, извлекаем палец, меняем пластиковые вкладыши.
Стоит отметить, что производители запасных частей выпускают множество вариантов ремонтных шаровых опор. Под эти разборные корпуса продаются и сменные вкладыши, и новые пальцы. Однако в нашей статье мы рассматриваем именно самостоятельное изготовление.
Сварка как альтернатива замене
Самый быстрый вариант восстановления шаровой опоры. Задняя (опорная) часть цилиндра просто срезается. Способ не имеет значения — можно ножовкой, можно болгаркой, всё равно впоследствии будет температурное воздействие.
Получив доступ к полости цилиндра, можно менять полимерные вкладыши.
Важно! Перед установкой новых вкладышей обязательно удалите заусенцы, образованные при распиле. Рваные края металла быстро расколют вкладыши при эксплуатации.
После установки новых вкладышей донышко аккуратно приваривается. При этом надо скомпенсировать толщиной шва выработку металла, образованную при распиле. Обычно это 1,5–2 мм.
Сварка — один из самых кропотливых вариантов
Читайте также: Знать как крепить профиль к стене правильно – залог надежности конструкции
Важно! Используйте такой способ сварки, при котором температурное воздействие минимально. Полимерный вкладыш внутри может нагреться до температуры плавления. Поэтому до полного остывания не следует прилагать к пальцу никаких нагрузок во избежание деформации вкладыша.
Развальцовка как способ ремонта
Эта технология требует наличия профессионального оборудования, поэтому развальцевать шаровую в гаражных условиях невозможно. Вырезается обжимное кольцо по диаметру шара пальца.
Токарные работы и тут найдут своё место
Посадочное место и шар очищаются от грязи, шлифуются. Подбираются или вытачиваются из капролона новые вкладыши и обжимное кольцо.
Бывает, что капролона нет в наличии, но заменять его сталью не рекомендуют. Лучше один раз потратится на этот материал, чем производить замену чаще, чем могло быть
После сборки обжимное кольцо впрессовывается и завальцовывается на прессе. При обжиме используются специальные вкладыши-обоймы по диаметру кольца.
Вкладыши также можно поискать в автомагазинах
Варианты подходящего оборудования
Описанные выше операции можно осуществить при помощи различного оборудования, которое отличается между собой:
Читайте также: Фасадный декор для дачи и лепнина из полиуретана
- Ценой;
- Размерами;
- Мощностью;
- Уровнем автоматизации.
Рассмотрим вкратце четыре модели, представленные на нашем сайте (более подробное описание можно найти здесь):
Оборудование для восстановления шаровых опор – Лёгкая версия
Самый простой вариант оборудования для восстановления шаровых и рулевых включает в себя:
- Экструдер для нагрева и формирования консистенции полимера;
- Три сменных переходных штуцера, при помощи которых раствор заправляется под давлением в проблемную зону;
- Дистанционный термометр, позволяющий на расстоянии контролировать температуру корпуса гильзы шаровой;
- Пять полимерных стержней, транспортировочный контейнер и инструкцию.
Давление такого прибора составляет лишь 25 кг/см2, и он нуждается в наличии на СТО компрессора мощностью 7-10 атм. То есть, набор вполне экономен в плане финансовых трат, так как стоит всего лишь 8000 рублей, и компактен, но достаточно требователен к дополнительному оснащению и трудозатратам со стороны оператора.
Оборудование для восстановления шаровых опор – Модификация 1
Эта модель усилена:
- Более мощным поршнем, способным создавать давление до 80 кг/см2;
- Блоком управления, упрощающего эксплуатацию прибора.
Но и стоит она несколько дороже: 17000 рублей.
Оборудование для восстановления шаровых опор – Модификация 2
В следующей модификации мощность поршня достигает уже 100 кг/см2, но основное её достоинство заключается в наличии высококачественного механизма для центровки шара. Такое дополнение позволяет в процессе введения расплавленного полимера прочно и надёжно зафиксировать деталь в одном положении. Это и работу оператора облегчает, и качество результата повышает.
Стоимость такого оборудования достигает уже 26000 рублей
Оборудование для восстановления шаровых опор – Станок SJR 3
Станок SJR 3 хоть и обойдётся для вашей мастерской в 55000 рублей, со временем отработает каждую вложенную копейку и ещё сверху принесёт немалую прибыль. Это полностью автоматизированный агрегат, укомплектованный всеми технологическими достижениями.
Вот лишь ряд его самых значимых преимуществ:
- Создаваемое давление – 240 кг/см2;
- Полный контроль процесса плавления;
- Автоматическая подача форсунки;
- Автоматический прижим и центровка шаровой опоры;
- Надёжный литой корпус.