Содержание
Как его снять?
Диски, особенно предназначенные для резки, быстро «сгорают» и их приходится менять.
Нелишне будет ещё раз напомнить о необходимости отключения «болгарки» от сети. Работа предстоит с быстро вращающимися деталями и лучше обезопасить себя.
Если нужно заменить сработанный диск, надо выполнить ряд простых операций.
- Диск закреплён на шпинделе штока гайкой с резьбой. В комплекте любой углошлифовальной машины имеется специальный ключ, на рожках которого закреплены штыри, которые цепляются за отверстия фланца.
- Шпиндель фиксируется специальной кнопкой, шплинт которой при нажатии входит в отверстие редуктора, таким образом, фиксируя его. Нажав кнопку правой рукой, одновременно левой рукой нужно открутить гайку крепления ключом. Если гайка сдвинулась с места, её откручивают рукой. Всё, теперь диск можно снять.
- Бывают случаи, когда ключа по какой-то причине под рукой не оказалось. Что делать? Самый простой выход — прекратить работу. Но, это, как говорится, не наш метод. Открутить без ключа прижимную гайку «болгарки» тоже возможно. Часто для этого используют трубный (газовый) ключ. На таком ключе имеется приспособление, разводящее его. Нужно зажать гайку и, зафиксировав редуктор «болгарки» кнопкой, сдвинуть её с места. Дальше её можно будет открутить рукой.
- В гайке есть отверстия для её фиксации штырьками на рожках ключа, можно её открутить, постукивая молотком по упёртому в отверстие зубилу или прутку.
- Стронуть гайку иногда удаётся простым постукиванием по её краю молотком в направлении скручивания. Однако в этом случае могут возникать повреждения фланца, прежде всего, отверстий для штырей ключа, в дальнейшем применить ключ к такой гайке может оказаться невозможно.
- Весьма неплохой результат получается при использовании для изготовления ключа гвоздя. Гвоздь лучше подобрать большой, от 100 мм. С помощью молотка и пассатижей гвоздю придаётся П-образная форма. Ножовкой или зубилом срезаются остриё и шляпка гвоздя. Таким импровизированным ключом можно попытаться стронуть гайку. Можно концы такого ключа согнуть, тогда он превратится в подобие рожкового ключа, но это потребует больших трудозатрат. Можно также в дугу, образованную согнутым гвоздём, вставить какой-либо ворот, например, молоток или другой гвоздь.
Устройство электрооборудования УШМ
За несколько десятков лет внешние параметры болгарки почти не изменились, за исключением усовершенствованных моделей, в которых используется аккумулятор в качестве элемента питания. Основой инструмента является корпус со встроенным асинхронным мотором и редуктором, а также прикручивается ручка с защитным корпусом.
Электроинструмент может использоваться с отрезными и зачистными дисками, а также существуют диски с лепестками наждачки для шлифовки. Как и все инструменты, шлифмашинка может отказаться работать, но чаще всего устранить неисправность не так уж и сложно. Для этого может понадобиться разборка корпуса и мелкий ремонт деталей. Однако необходимо понимать устройство болгарки, в схеме которой имеются следующие элементы:
Коллектор;
- Якорь;
- Щетки;
- Редуктор;
- Статор;
- Ручка-держатель;
- Вилка и силовой провод.
Работоспособность всех элементов очень важна для нормального функционирования всей системы. При выходе из строя любой детали шлифмашинка становится бесполезным инструментом. Чтобы диск болгарки вращался, должен вращаться якорь и приводить в движение редуктор, и чем быстрее вращается якорь, тем больше будет скорость вращения диска. Коллектор — своеобразная часть в виде площадки, к которой ведут контакты силовых и управляющих электродеталей. Коллектор принимает напряжение от щеток, и в дальнейшем процессе электрическая энергия превращается в механическую.
Отполированную щетками площадку можно увидеть при разборке корпуса. Через силовой кабель ток поступает к щеткам, которые передают напряжение коллектору. Чаще всего щетки дают о себе знать свечением, а в зависимости от свечения может определяться степень работоспособности щеток или якоря. Не менее важной деталью является редуктор. Главной задачей редуктора является передача движения от якоря к рабочему валу, на который устанавливается диск или другое приспособление. От конструкции редуктора зависит мощность электроинструмента, так как этот параметр определяется количеством зубьев главной шестерни редуктора.
Очень сложным техническим узлом электросхемы болгарки считается статор. В статоре находится обмотка, определяющая вращение ротора. При выходе из строя обмотки ее перемотка самостоятельно проводится редко и еще реже может увенчаться успехом. При таких неисправностях рисковать не стоит — для устранения неполадок необходимо обратиться к опытным специалистам.
Главное правило безопасности: выбор диска для УШМ
Выбирая круг для болгарки, следует обратить внимание на скорость её вращения. Чем она выше, тем меньшим будет диаметр диска. На его боковой поверхности всегда указана максимально допустимая скорость вращения. Игнорировать эти данные ни в коем случае нельзя. Приведём один из реально случившихся примеров.
Не повторять! Рабочий не нашёл маленького отрезного круга на болгарку со скоростью вращения 16000 об/мин, и, сняв защитный кожух, установил большой диск с максимумом 6600 об/мин. Затянув гайку, он нажал на кнопку запуска, в результате чего, естественно, диск моментально разлетелся. Итог – отсутствие двух пальцев на левой руке, повреждение глаза и многочисленные мелкие травмы.
Подобные случаи на стройках случаются регулярно. Причин тому несколько. Многие «грешат» на отсутствие инструктажа на рабочем месте, однако необходимо помнить, что безопасность, в первую очередь, необходимо обеспечивать себе самостоятельно. А значит, знать правила и соблюдать их нужно в первую очередь самому рабочему.
Ремонт статора болгарки
Причину выхода из строя статора шлифмашинки определить можно. Для этого нужно обратить внимание на перебои в работе. Ротор может развивать обороты, превышающие допустимые, что будет указывать на межвитковое замыкание в обмотке. Многие поломки могут устраняться только в сервисных центрах, но для бесперебойной работы можно проводить своевременную чистку, смазку, замену щеток и подшипников.
Выход из строя статора болгарки Макита происходит редко, а причиной может стать постоянный перегрев болгарки. В таком случае корпус сильно нагревается, и в вентиляционных каналах появляется запах гари. В обмотке статора может быть короткое замыкание или обрыв, поэтому без специальных приборов определить неисправность и отремонтировать устройство затруднительно. Для ремонта УШМ своими руками или замены статора необходимо провести такие действия:
Демонтаж редуктора УШМ;
- Демонтаж ротора после снятия планки крепления;
- Снятие защиты статора;
- Отвинчивание винтов крепления статора в корпусе;
- Снятие крышки ручки и отключение проводов питания;
- Извлечение статора.
Статор плотно установлен в корпусе, поэтому процесс извлечения может сопровождаться легкими ударами киянки по корпусу. Чаще всего статор подлежит замене, но иногда любители могут делать перемотку самостоятельно.
Как открутить, если затянулась?
Для начала ответим на частый вопрос: “В какую сторону откручивается гайка на болгарке?”
Запомните! Откручивать нужно в сторону вращения диска. Т.е. если диск вращается по часовой стрелке, значит и откручивать гайку нужно по часовой.
Самый простой способ открутить крепление диска – поставить ключ, а затем несколько раз ударить молотком со средней силой.
Если это не помогло, существуют альтернативные методы решения проблемы:
- прогреть механизм крепления с помощью горелки, что приведет к расширению металла. В результате конструкция станет подвижной;
- с помощью небольшой металлической пластины сточить диск до самой гайки. Продолжать стачивать до тех пор, пока его поверхность не соприкоснется с гайкой и не начнет крутить ее;
- вставить стальную трубу в отверстия гайки, использовать его в качестве рычага для откручивания затянувшейся гайки. Нельзя прикладывать слишком сильное усилие, чтобы не сорвать резьбу;
- смазать резьбу машинным маслом, например, WD-40. Подождать 3-5 минут, а затем попробовать открутить крепление с помощью ключа. С помощью этого метода можно избавиться и от ржавчины внутри посадочного вала;
- если требуется снять круг, которым давно не пользовались, можно начать закручивать крепеж еще сильнее. После этого снова попытаться его ослабить;
- закипевшую или проржавевшую резьбу на УШМ можно обработать скипидаром, уксусом, Уайт-спиритом или растворителем ржавчины. После обработки нужно дождаться не менее 30 минут, а затем снова попробовать выкрутить гайку.
Если возникла ситуация, когда вы остались без ключа, можно срубить застрявшее крепление зубилом или сточить его второй болгаркой с диском для работы по металлу. После этого придется восстанавливать резьбу, а также искать запасную гайку. Если круг всё равно не поддается, можно попробовать комбинировать разные методы. Например, обработать вал машинным маслом, а затем начать выкручивать насадку с помощью рычага или простучать механизм молотком.
Важно! Нельзя откручивать крепление с большой силой. Это может привести не только к срыву резьбы, но и поломке самого корпуса УШМ.