Статьи — Типы подшипников используемых в кулерах

Буква «D»

Основные размеры подшипника остаются неизменными, буквы в обозначении свидетельствуют о принадлежности узла к определенной серии.

Обозначение

Вид подшипника

Конструктивные особенности

DB два однорядных радиальных шарикоподшипника числа после такого буквенного обозначения указывают на размещение промежуточных колец
DF два однорядных радиальных шарикоподшипника или однорядных конических роликоподшипника изделия спарены по Х-образной схеме
DG два радиально-упорных однорядных шарикоподшипника они могут соединяться по Х-образной и О-образной схеме
DH упорный одинарный подшипник в нем два свободных кольца
DR два цилиндрических роликоподшипника или однорядных радиальных шарикоподшипников подшипниковые узлы спаренные между собой для симметричного распределения радиальной нагрузки
DS упорный одинарный в нем присутствует два тугих кольца
DT два однорядных шарикоподшипника радиальных или же конические однорядные роликоподшипники они спарены по схеме тандем

Определение параметров по маркировке

Государственный стандарт определяет конструктивные параметры и характеристики устройства.

Корпус подшипника может быть с выемкой и без неё. В первом случае применяется на обработанных поверхностях при удерживании радиальной нагрузки. А без выемки устанавливаются в противоположном случае. Корпус бывает разной ширины, для определения типа используют следующие аббревиатуры:

  • ШМ — Широкий неразъемный.
  • УБ — Узкий неразъемный.
  • РШ — Широкий разъёмный.
  • РУ — Узкий разъёмный.

При изготовлении этих изделий производителем строго соблюдаются установленные законодательством стандарты. Поэтому производитель вместе со своим изделием предоставляет сопроводительную документацию о нём. Принятая маркировка на территории нашей страны состоит из следующих пунктов:

  • Основного обозначения.
  • Дополнительных префиксов.

Например, маркировку: 6−18030ПР20П. Основные параметры заложены в шесть цифр. Первоначальная цифра 6 — это класс точности изготовления изделия. А ПР20П можно расшифровать так:

  • П — префикс степени шероховатости поверхности.
  • Р2О — Тип используемой смазки подвижных частей.
  • П — Показатель уровня шума.

Остальной цифровой индекс обозначает:

  • Тип подшипника.
  • Указатель серии наружного диаметра и ширины.
  • Внутренний установочный диаметр.
  • Конструктивная особенность конкретной модели.

Класс точности изделия

Этот параметр указывает в основном на сферу применения изделия. Например, в современных автоматизированных станках применяются только изделия с высшим классом точности. В остальных массово применяемых механизмах используются подшипники с более низким уровнем качества при изготовлении. Класс точности может быть следующим:

  • Нормальный.
  • Сверхвысокий, применяемый индекс — 2.
  • Особо высокий — 4.
  • Высокий — 5.
  • Повышенный — 6.
  • Пониженный — от 7 до 8.

Анализируя вышеприведённый пример, можно сделать вывод, что изделие относится к повышенной степени точности.

Преимущества и недостатки подшипников качения

Преимущества:

  • Огромное количество стандартизованных типоразмеров и видов;
  • Минимальное трение и нагрев;
  • Минимальный расход смазки.

Недостатки:

  • Большой вес;
  • Большие радиальные размеры;
  • Чувствительность к ударным нагрузкам;
  • Слабая устойчивость к вибрации (к тому же они сами являются генератором вибрации).

Классификация, виды и типы

stroenie_podshipnikov.jpgПодшипник представляет собой кинематический механизм, задача которого состоит в определении положения подвижных элементов частей конструкции и обеспечение их более эффективного вращения относительно друг друга. Он также обеспечивает опору вращающемуся валу механизма. Параллельно с этим выполняет функцию распределения радиальной и осевой нагрузки, передавая её на корпус всей машины. Благодаря этим свойствам вал фиксируется в нужном положении и одновременно вращается вокруг своей оси.

Классификация подшипников качения имеет следующий перечень:

  • Шариковый. Главной особенностью выделяется основной подвижный элемент — шарики. Считается самым распространненым видом, наиболее активно используется в автомобилях, электродвигателях, бытовом инструменте. Благодаря их сферической форме он может вращаться в разные стороны, предназначен на выдерживание радиальной и осевой нагрузки. Но из числа недостатков можно отметить малую площадь соприкосновения, поэтому в автомобиле их применяют в местах с низкой нагрузкой без воздействия ударов и вибраций. Использование шарикоподшипников для большой нагрузки влечёт за собой увеличение диаметра шариков, поэтому размер всего элемента увеличивается.
  • Роликовый. Состоит из деталей, представленных в цилиндрической форме. Различные радиальные нагрузки, оказываемые на ролики, равномерно распределяются по широкому пятну соприкосновения. Из-за этого они считаются оптимальным вариантом для использования в тяжёлых условиях. Но из-за цилиндрической формы такой вид не в состоянии обеспечивать большие осевые нагрузки. В узлах с малым диаметром вала применяется роликовый тип и для установки в труднодоступные места.
  • Конический. Устройство подшипника состоит из конусных роликов. Применяются они для удерживания высокой радиальной, осевой и ударной нагрузок. Основным местом установки считается ступица колеса машины. Некоторые производители в одном подшипнике устанавливают два ряда конических роликов по зеркальной схеме.

Устройство и составляющие подшипника

Какие бывают подшипники описано выше, но в большинстве своём их объединяет состав элементов, из которых они состоят.:

  • montirovat_podshipniki.jpgОбойма. По геометрической форме представляет собой кольцо, внутренняя и наружная поверхность которого обработаны. Между этими обоймами движутся шарики. В современном автомобильном производстве внешняя обойма может встраиваться в ступицу и ремонт подшипника производится путём замены всего узла в сборе.
  • Сепаратор. Обойма специальной формы, по окружности которой находятся отверстия диаметром с используемый шарик. Выполняет роль ограничителя движения шарика внутри обойм.
  • Сальник. Применяется для замыкания открытой боковой поверхности подшипника, изготавливается из специальной резины. Препятствует попаданию грязи в смазку подшипника. Наиболее подвержена износу та часть, которая продаётся по отдельности для проведения ремонта.

Буква С

Она обозначает виды смазки, которые применяются для подшипников закрытого типа.

Буква с индексом

Температура работы узла, t 0C

Марка смазки

Область применения

С1

-60…+90

ОКБ-122-7

в узлах вертолетов и самолетов

С2

-60…+120

ЦИАТИМ-221

в различных узлах авиации

С3

-60… +250

ВНИИНП-210

тихоходные тяжело нагруженные подшипники

С4

-50…+180

ЦИАТИМ-221С

электромашины в авиации

С5

-40…+110

ЦИАТИМ-201

скоростные подшипники и их аналоги, которые устанавливаются в приборы

С6

-30…+300

ПФМС-4С

тихоходные подшипники и винтовые шариковые передачи

С7

-60…+130

ВНИИНП-271

подшипники с небольшим моментом трения, различные приборы

С8

-60…+250

ВНИИНП-235

подшипниковые узлы, которые работают с колебательными движениями

С9

-40…+130

ЛЗ-31

подшипники сцепления выжимные

С10

-40…+120

№158

игольчатые подшипники, установленные на карданных передачах автомобилей

С11

-30…+139

СИОЛ

подшипниковые узлы электроверетен

С12

-50…+180

ВНИИНП-260

скоростные шарикоподшипники и различные приборы

С13

-60…+120

ВНИИНП-281

подшипники, установленные на самолетах

С14

-30…+100

ФИОЛ-2У

подшипниковые узлы игольчатые, используемые для авто

С15

-60…+180

ВНИИНП-207

электромашины, применяемые в авиации

С16

-60…+250

ВНИИНП-246

подшипники, работающие при вакууме на электромашинах

С17

-40…+120

ЛИТОЛ-24

подшипниковые изделия многоцелевого назначения

С18

-40…+120

ВНИИНП-233

подшипники качения

С19

-40…+25

ВНИИНП-286

изделия, используемые в гироскопах

С20

-80…+130

ВНИИНП-274

миниатюрные приборы, а также летальные аппараты

С21

-60…+120

ЭРА

системы управления

Буквы, которые указывают на материал изготовления деталей подшипника:

  • «Б» в подшипниковом изделии установлен безоловянистый сепаратор;
  • «Г» сепаратор изготовлен из сплава черных металлов;
  • «Д» сепаратор выполнен из алюминия или сплава;
  • «Е» в подшипниковом узле установлен сепаратор из пластических материалов;
  • «З» узлы подшипника изготовлены из стали ШХ, в которой предусмотрены легирующие добавки;
  • «Л» установлен латунный сепаратор;
  • «Н» — во всех подшипниках, кроме радиально роликовых сферических двухрядных тела качения и кольца производятся из модифицированной жаропрочной стали;
  • «Х» — тела качения и кольца изделия произведены из цементируемой стали;
  • «Ю» — такой буквой обозначается, что большая часть деталей или все они изготовлены из нержавеющей стали;
  • «Я» с таким обозначением идут подшипники, которые произведены из редких материалов для подобных изделий, например, из стекла или керамики.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий