Содержание
Буква «D»
Основные размеры подшипника остаются неизменными, буквы в обозначении свидетельствуют о принадлежности узла к определенной серии.
Обозначение |
Вид подшипника |
Конструктивные особенности |
DB | два однорядных радиальных шарикоподшипника | числа после такого буквенного обозначения указывают на размещение промежуточных колец |
DF | два однорядных радиальных шарикоподшипника или однорядных конических роликоподшипника | изделия спарены по Х-образной схеме |
DG | два радиально-упорных однорядных шарикоподшипника | они могут соединяться по Х-образной и О-образной схеме |
DH | упорный одинарный подшипник | в нем два свободных кольца |
DR | два цилиндрических роликоподшипника или однорядных радиальных шарикоподшипников | подшипниковые узлы спаренные между собой для симметричного распределения радиальной нагрузки |
DS | упорный одинарный | в нем присутствует два тугих кольца |
DT | два однорядных шарикоподшипника радиальных или же конические однорядные роликоподшипники | они спарены по схеме тандем |
Определение параметров по маркировке
Государственный стандарт определяет конструктивные параметры и характеристики устройства.
Корпус подшипника может быть с выемкой и без неё. В первом случае применяется на обработанных поверхностях при удерживании радиальной нагрузки. А без выемки устанавливаются в противоположном случае. Корпус бывает разной ширины, для определения типа используют следующие аббревиатуры:
- ШМ — Широкий неразъемный.
- УБ — Узкий неразъемный.
- РШ — Широкий разъёмный.
- РУ — Узкий разъёмный.
При изготовлении этих изделий производителем строго соблюдаются установленные законодательством стандарты. Поэтому производитель вместе со своим изделием предоставляет сопроводительную документацию о нём. Принятая маркировка на территории нашей страны состоит из следующих пунктов:
- Основного обозначения.
- Дополнительных префиксов.
Например, маркировку: 6−18030ПР20П. Основные параметры заложены в шесть цифр. Первоначальная цифра 6 — это класс точности изготовления изделия. А ПР20П можно расшифровать так:
- П — префикс степени шероховатости поверхности.
- Р2О — Тип используемой смазки подвижных частей.
- П — Показатель уровня шума.
Остальной цифровой индекс обозначает:
- Тип подшипника.
- Указатель серии наружного диаметра и ширины.
- Внутренний установочный диаметр.
- Конструктивная особенность конкретной модели.
Класс точности изделия
Этот параметр указывает в основном на сферу применения изделия. Например, в современных автоматизированных станках применяются только изделия с высшим классом точности. В остальных массово применяемых механизмах используются подшипники с более низким уровнем качества при изготовлении. Класс точности может быть следующим:
- Нормальный.
- Сверхвысокий, применяемый индекс — 2.
- Особо высокий — 4.
- Высокий — 5.
- Повышенный — 6.
- Пониженный — от 7 до 8.
Анализируя вышеприведённый пример, можно сделать вывод, что изделие относится к повышенной степени точности.
Преимущества и недостатки подшипников качения
Преимущества:
- Огромное количество стандартизованных типоразмеров и видов;
- Минимальное трение и нагрев;
- Минимальный расход смазки.
Недостатки:
- Большой вес;
- Большие радиальные размеры;
- Чувствительность к ударным нагрузкам;
- Слабая устойчивость к вибрации (к тому же они сами являются генератором вибрации).
Классификация, виды и типы
Подшипник представляет собой кинематический механизм, задача которого состоит в определении положения подвижных элементов частей конструкции и обеспечение их более эффективного вращения относительно друг друга. Он также обеспечивает опору вращающемуся валу механизма. Параллельно с этим выполняет функцию распределения радиальной и осевой нагрузки, передавая её на корпус всей машины. Благодаря этим свойствам вал фиксируется в нужном положении и одновременно вращается вокруг своей оси.
Классификация подшипников качения имеет следующий перечень:
- Шариковый. Главной особенностью выделяется основной подвижный элемент — шарики. Считается самым распространненым видом, наиболее активно используется в автомобилях, электродвигателях, бытовом инструменте. Благодаря их сферической форме он может вращаться в разные стороны, предназначен на выдерживание радиальной и осевой нагрузки. Но из числа недостатков можно отметить малую площадь соприкосновения, поэтому в автомобиле их применяют в местах с низкой нагрузкой без воздействия ударов и вибраций. Использование шарикоподшипников для большой нагрузки влечёт за собой увеличение диаметра шариков, поэтому размер всего элемента увеличивается.
- Роликовый. Состоит из деталей, представленных в цилиндрической форме. Различные радиальные нагрузки, оказываемые на ролики, равномерно распределяются по широкому пятну соприкосновения. Из-за этого они считаются оптимальным вариантом для использования в тяжёлых условиях. Но из-за цилиндрической формы такой вид не в состоянии обеспечивать большие осевые нагрузки. В узлах с малым диаметром вала применяется роликовый тип и для установки в труднодоступные места.
- Конический. Устройство подшипника состоит из конусных роликов. Применяются они для удерживания высокой радиальной, осевой и ударной нагрузок. Основным местом установки считается ступица колеса машины. Некоторые производители в одном подшипнике устанавливают два ряда конических роликов по зеркальной схеме.
Устройство и составляющие подшипника
Какие бывают подшипники описано выше, но в большинстве своём их объединяет состав элементов, из которых они состоят.:
-
Обойма. По геометрической форме представляет собой кольцо, внутренняя и наружная поверхность которого обработаны. Между этими обоймами движутся шарики. В современном автомобильном производстве внешняя обойма может встраиваться в ступицу и ремонт подшипника производится путём замены всего узла в сборе.
- Сепаратор. Обойма специальной формы, по окружности которой находятся отверстия диаметром с используемый шарик. Выполняет роль ограничителя движения шарика внутри обойм.
- Сальник. Применяется для замыкания открытой боковой поверхности подшипника, изготавливается из специальной резины. Препятствует попаданию грязи в смазку подшипника. Наиболее подвержена износу та часть, которая продаётся по отдельности для проведения ремонта.
Буква С
Она обозначает виды смазки, которые применяются для подшипников закрытого типа.
Буква с индексом |
Температура работы узла, t 0C |
Марка смазки |
Область применения |
С1 |
-60…+90 |
ОКБ-122-7 |
в узлах вертолетов и самолетов |
С2 |
-60…+120 |
ЦИАТИМ-221 |
в различных узлах авиации |
С3 |
-60… +250 |
ВНИИНП-210 |
тихоходные тяжело нагруженные подшипники |
С4 |
-50…+180 |
ЦИАТИМ-221С |
электромашины в авиации |
С5 |
-40…+110 |
ЦИАТИМ-201 |
скоростные подшипники и их аналоги, которые устанавливаются в приборы |
С6 |
-30…+300 |
ПФМС-4С |
тихоходные подшипники и винтовые шариковые передачи |
С7 |
-60…+130 |
ВНИИНП-271 |
подшипники с небольшим моментом трения, различные приборы |
С8 |
-60…+250 |
ВНИИНП-235 |
подшипниковые узлы, которые работают с колебательными движениями |
С9 |
-40…+130 |
ЛЗ-31 |
подшипники сцепления выжимные |
С10 |
-40…+120 |
№158 |
игольчатые подшипники, установленные на карданных передачах автомобилей |
С11 |
-30…+139 |
СИОЛ |
подшипниковые узлы электроверетен |
С12 |
-50…+180 |
ВНИИНП-260 |
скоростные шарикоподшипники и различные приборы |
С13 |
-60…+120 |
ВНИИНП-281 |
подшипники, установленные на самолетах |
С14 |
-30…+100 |
ФИОЛ-2У |
подшипниковые узлы игольчатые, используемые для авто |
С15 |
-60…+180 |
ВНИИНП-207 |
электромашины, применяемые в авиации |
С16 |
-60…+250 |
ВНИИНП-246 |
подшипники, работающие при вакууме на электромашинах |
С17 |
-40…+120 |
ЛИТОЛ-24 |
подшипниковые изделия многоцелевого назначения |
С18 |
-40…+120 |
ВНИИНП-233 |
подшипники качения |
С19 |
-40…+25 |
ВНИИНП-286 |
изделия, используемые в гироскопах |
С20 |
-80…+130 |
ВНИИНП-274 |
миниатюрные приборы, а также летальные аппараты |
С21 |
-60…+120 |
ЭРА |
системы управления |
Буквы, которые указывают на материал изготовления деталей подшипника:
- «Б» в подшипниковом изделии установлен безоловянистый сепаратор;
- «Г» сепаратор изготовлен из сплава черных металлов;
- «Д» сепаратор выполнен из алюминия или сплава;
- «Е» в подшипниковом узле установлен сепаратор из пластических материалов;
- «З» узлы подшипника изготовлены из стали ШХ, в которой предусмотрены легирующие добавки;
- «Л» установлен латунный сепаратор;
- «Н» – во всех подшипниках, кроме радиально роликовых сферических двухрядных тела качения и кольца производятся из модифицированной жаропрочной стали;
- «Х» – тела качения и кольца изделия произведены из цементируемой стали;
- «Ю» – такой буквой обозначается, что большая часть деталей или все они изготовлены из нержавеющей стали;
- «Я» с таким обозначением идут подшипники, которые произведены из редких материалов для подобных изделий, например, из стекла или керамики.