Техника выполнения сварки во всех пространственных положениях

Обозначения стыков на схеме

Стыки на схеме обозначаются в соответствии с государственным стандартом ГОСТ 2.312-72 «Условные изображения и обозначения швов сварных соединений», сплошной основной линией.

На выносе делается следующая надпись в виде дроби:

  • числитель- номер стыка;
  • знаменатель-  номер личного клейма сварщика.

Личное клеймо оформляется на каждого сварщика отдельно. В ходе аттестации он заваривает тестовый шов, совпадающий по материалу, диаметру и толщине труб с реальными соединениями на объекте. Такие испытания проводятся в специальных аттестационных центрах, номер личного клейма утверждается приказом по монтажному предприятию.

Оформление

Документ оформляется организацией, ведущей монтажные работы. Он составляется на производственно- техническим отделом на основании проектной и рабочей документации, передаваемой монтажникам от заказчика или непосредственно от проектанта, если это предусмотрено договором.

1-3d-chertezh-oborudovaniya.jpgНа основании 3D модели объекта, представленной проектантом, техотдел начинает формирование схемы сварных швов.

Одновременно с составлением схемы готовятся и другие сопутствующие документы:

  • сводная таблица стыков;
  • акты выполнения сварщиками пробных швов и присвоения им личного клейма;
  • акты выполнения сварных работ.

Без полного комплекта документов объект не может быть принят в эксплуатацию

Виды сварных соединений металлоконструкций

Различается несколько классификаций сварных соединений металлоконструкций:

  • По типу примыкания двух заготовок.
  • По виду сварного шва.
  • В зависимости от технологии сварки.
  • С учетом обстоятельств, при которых проводится сварка.
  • В зависимости от толщины заготовок.
  • С учетом марки стали, из которой сделаны детали.

005.jpg

В зависимости от типа размещения деталей выделяют четыре разновидности стыковых соединений:

  • Вплотную, где две заготовки в одной плоскости присоединены друг к другу.
  • С наложением, когда детали заходят краями одна на другую.
  • Соединение углом. В этом случае две детали находятся под углом друг к другу.
  • Соединение в виде буквы Т. Здесь одна заготовка торцом примыкает к другой.

Самыми распространенными сварными соединениями металлоконструкций являются швы вплотную и угловые. Рассмотрим далее, как их получают.

Для стыкового соединения либо применяют выводные планки, либо проваривают шов во всю толщину заготовки. При выполнении работы за пределами цеха можно проводить одностороннюю сварку, в дальнейшем подваривая корень сварного шва. Таким образом, весь зазор заполняется по одной из кромок.

Следующая технология – с выводными прокладками – имеет много отличий от предыдущей. В первую очередь, прокладки расположены со стороны кромок свариваемых частей. Между кромками должно быть расстояние до 7 мм – при ручной сварке, а при механизированной – 16 мм. Толщина подкладки выбирается с учетом недопущения образования прожога во время сварки, а ток выставляется с учетом режима сварки.

002.jpg

В стыковках металлоконструкций часто можно встретить заготовки разной толщины. При этом с помощью фрезеровки или строжки устанавливается угол наклона более толстой кромки, равный уклону 1:8 для растянутых элементов металлоконструкции (таких, как подвески и консоли), и 1:5 – для сжатых элементов (опоры, стойки).

Сварные узлы играют роль основных стыковых соединений, несущих всю металлоконструкцию. Исходя из этого, уже во время проектирования стараются разработать благоприятные условия для сварки стыков. Для этого надо:

  • Проводить в сварных узлах стыковочное соединение или угловое.
  • Делать сварки в нижнем положении.
  • Использовать механизированную или автоматическую сварку, а не ручную.

К множеству видов сварных узлов предъявляют различные требования. Например, при выполнении балочного узла большую роль играет расположение сварочных швов относительно друг друга. Расстояние между ними должно быть не меньше десятикратной толщины самого толстого металлопрофиля, входящего в состав этого узла.

Есть и другой момент, не влияющий на качество сварных соединений металлоконструкций. Существует два понятия: местная прочность и непрочность. Первое – это сварочные участки с приваренными косынками, ребра жесткости, накладки и пр. Ко второй относят все имеющиеся вырезы на элементах металлических конструкций, отверстия, непровары швов, зазоры и щели в стыках.

Когда оба участка есть в конструкции, то ее саму по себе нельзя считать прочной. Так как:

  • В местах с большей жесткостью и прочностью соединения возникает большая концентрация сил, оказывающих действие на всю конструкцию в целом.
  • Где меньше жесткости, там и меньшее количество действующих сил.

Таким образом, при наличии в металлической конструкции местной непрочности даже самый надежно проваренный стык может представлять опасность. Поэтому надо не допускать местных непрочностей. Плохая сварка даже в самых незначительных участках может привести в негодность всю конструкцию.

Рекомендовано к прочтению

Правильная сварка является важнейшим фактором обеспечения надежности и безопасности металлоконструкции.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий