Простейший ткацкий станок из Китая. Почувствовать себя в каменном веке

Техника ткачества

Основывается работа станка на том, что чётные нити основы пропускаются в отверстия вертикальной рамки. Сначала движением ноги эта деталь опускается вниз. В результате между нитями основы образуется просвет, в который и пропускается челнок.

Следующий ряд выполняется с перемещением рамки вверх. В результате чётные нити поднимаются, снова образуя просвет. Уточная нить проходит, а на материале получается «корзиночное», шахматное плетение.

753113.jpg

Бердами мастер уплотняет ряды, сбивая их в полотно. Некоторые станки имеют механизированные приспособления для произведения этого действия, что значительно облегчает работу.

Важно учитывать необходимость регулировки натяжения нитей основы. Для этого используются винты, которые мастер имеет возможность откручивать либо закручивать по своему усмотрению.

Также нужно взять во внимание расстояние между нитями основы. Возможность регулирования его также расширит функциональность приспособления.

Изготовление ткацкого станка, в котором предусмотрено механизированное прокладывание утка, ещё больше облегчит работу и позволит добиться улучшения качества изделий.

Самое простое приспособление для ткачества

Проще всего сделать рамку, на которой легко можно изготовить гобелен небольшого формата. По сути, это простейший ткацкий станок, где основную работу выполняет сам мастер. Можно назвать рамку пяльцами, на которых удобно работать мастеру, так как это приспособление можно переносить и устанавливать в любом удобном месте.

Достаточно просто расположить две рейки параллельно друг другу, на которые набить гвозди. На них натягивают нити основы. Уто́к – поперечные нити – протягиваются вручную при помощи челнока.

Можно использовать простое, обычное плетение. Тогда полотно получается одноцветным. Для этого челнок протаскивают сначала под чётными нитями основы, затем под нечётными. Поменяв цвет утка, можно выполнять поперечные полосы на изделии.

Для выполнения орнамента, требуется более сложное плетение. Тогда челнок пропускается под нитями основы уже не в шахматном порядке, а в зависимости от того, какой узор мастер решил использовать.

753117.jpg

Если распечатку рисунка подложить под натянутые нити основы и использовать несколько разных цветов, то вполне реально выполнить настоящую картину. Эти изделия носят название гобеленов и требуют от изготовителя терпения, времени, мастерства.

Вторичные механизмы

  • Подача основы. Это механизм, который поставляет основу в область ткачества с необходимой скоростью и при подходящем регулярном напряжении, отталкивая ее от фланцевой трубки, также популярной как ткацкий навой.
  • Хорошая подача. Механизм управления поворотом навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, когда навой приводится в движение механически.
  • Негативная подача. Механизм, управляющий вращением навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, где навой вытягивается каркасом против тормозного усилия, приложенного к нему.
  • Укрутка нити. Это механизм, который снимает ткань из области ткачества с неизменной скоростью. Он обеспечивает сохранение необходимого интервала между захватами и потом наматывание его на тряпочный валик.
  • Положительная укрутка. Это механизм, при котором приемный ролик приводится в движение зубчатым колесом, колесом переключения или собачкой, обеспечивая требуемую скорость, что дает возможность определить расстояние между захватами.

5c9b3904b2e4.jpg

  • Негативная укрутка. Это механизм, в котором подъемный ролик крутится при помощи веса или пружины, этот ролик крутится собственно тогда, когда сила, приложенная весом или пружиной, больше, чем натяжение основы в ткани. Скорость захвата находится под контролем величиной силы, приложенной весом или пружиной, и/или натяжением основы.
  • Подсобные механизмы. Для получения большой производительности и лучшего качества ткани прибавляются вспомогательные механизмы, именуемые вспомогательными. Подсобные механизмы полезные, однако не совсем нужны.

Ткачество. Снование основы

Краткая история

Судя по древнеегипетским изображениям, уже в те времена человечество изобрело некое подобие ручного ткацкого станка. У большинства народов его конструкция была похожей. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас рисунки и археологические находки.

Как правило, ткали из нитей растительного (лен, шелк, конопля, хлопок) и животного происхождения (пряжа из шерсти). Естественно, такие ткани были не очень прочными и долговечными. Чтобы обеспечить семью одеждой, приходилось ткать каждый год. В связи с этим, практически у каждой крестьянской семьи был домашний ткацкий станок.

Хотя ткачеством занимались в каждой семье, существовали мастера, которые специализировались на производстве особых тканей или ковров (гобеленов). Долгие века эта профессия, была весьма прибыльной и престижной.

Все изменилось с появлением механического ткацкого станка, Теперь можно было производить большое количество тканей с минимальными затратами времени и труда. Постепенно ими стали оснащать фабрики, которые производили более дешевое полотно, чем ткачи. В скором времени последние были вытеснены с рынка. К началу XX века профессия ткача теряет былой престиж. Теперь изготовлением домашнего полотна занимались только для собственных нужд.

2661310.jpg

Как правило, для этого использовались станки, доставшиеся в наследство от бабушек. Или же приходилось делать их самим.

Информация о том, как сделать ткацкий станок, бралась в те времена из двух источников. Это было либо пособие И. Левинского, изданное в далеком 1911 г. Книга называлась «Улучшенный ручной ткацкий станок». В ней были довольно внятные иллюстрации, с помощью которых не сложно было собраться необходимое приспособление.

Второй настольной книгой было пособие В. Добровольского «Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани», изданное в 1924 г.

Оба издания и сегодня можно найти в библиотеках.

К началу 80-х уровень жизни крестьянства стал повышаться. Это позволило многим из них отказаться от ткачества, покупая в магазинах уже готовые полотна. Теперь ткацкие станки снова пылились в кладовках и на чердаках. Сохранились они только у фанатов этого промысла. Примечательно, что сегодня большинству из них далеко за 70 лет.

Начиная с 2000-х (когда прилавки магазинов заполнились различным фабричным текстилем), снова возрос интерес к изготовлению полотна вручную.

Горизонтальный вариант

Существовал также горизонтальный ткацкий станок. Нити основы привязывали к низкой перекладине. Другие концы чётных нитей привязывали к воткнутым в землю столбикам, а концы нечётных нитей — к ремезу. Прокидывая уток в одну сторону, ремез опускали, и нечётные нити, проходя между чётными, оказывались внизу. Прокидывая уток в другую сторону, ремез поднимали — нечётные нити поднимались над чётными.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий