Параметры и части метрической резьбы
Метрическая резьба имеет следующие параметры и части.
-
Диаметр. Наружный — D и d. Внутренний — D1 и d1. Средний — D2 и d2. Наружный диаметр называют номинальным и используют в маркировке и обозначениях на чертежах.
-
Шаг. Определяется расстоянием между двумя вершинами. Обозначается буквой P.
-
Ход (Ph). В однозаходной метрической резьбе ход равен шагу. В многозаходной резьбе ход определяется произведением шага на число заходов.
Изображение №3: ход и шаг резьбы
-
Фаска. Это поверхность с углом наклона в 45°, расположенная перед началом винтовой части.
-
Сбег. Это место перехода к гладкой части детали.
Сбег, отрезок с витками и фаска формируют общую длину резьбы.
Поля допусков для метрических резьб
От точности параметров наружных и внутренних метрических резьб зависят качество и надежность соединений. Для четкой стандартизации применяют допуски, указанные в ГОСТ 16093-2004.
Поля допусков установлены в трех классах точности.
-
Грубый. Имеются серьезные отклонения. Они возникают, например, при нарезании метрических резьб на горячетканных прутках и в глубоких глухих отверстиях.
-
Средний. Допуски этого класса применяют при формировании метрических резьб в большинстве случаев.
-
Точный. С применением допусков этого класса формируют прецизионные метрические резьбы. Высокая точность параметров обеспечивает максимально надежную посадку с минимумом колебаний.
Изображение №4: поля допусков для наружных и внутренних резьб
Трубная цилиндрическая резьба
На эту резьбу распространяется стандарт ГОСТ 6357-81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба трубная цилиндрическая».
Почему для измерения используем дюймы?
Дюймовые размеры пришли к нам из Западной Европы. Требования стандарта ГОСТ 6357-81, который действует в странах постсоветского пространства, основаны на базе резьбы BSW (British Standard Whitworth), известной как резьба Витворта. Англичанин Джозеф Витворт (Joseph Whitworth), инженер по образованию, в 1841 году предложил новый для того времени тип нарезания резьбы. Он разработал удобный и надежный стандарт для мелкой резьбы с фиксированным углом канавки 55° и имеющей стандартный шаг для данного диаметра. Это нововведение вскоре стало первым национальным стандартом, его приняли железнодорожные компании, которые ранее использовали различные реМЃзьбы. Стандарт был применён повсеместно. Позже он стал одним из британских стандартов и стал называться британский стандарт Витворта (сокращённо BSW).
Этот тип резьбы применяется как в самих трубах, так и в трубных элементах и соединениях (угольники, муфты, контргайки, тройники).
В сечении профиля можно увидеть равнобедренный треугольник с углом 55 градусов и закруглениями на вершинах и впадинах контура для более высокой герметичности соединения.
Нарезать резьбу допускается на трубах до 6 дюймов. Труба в диаметре более 6” сваривается для большей надежности и герметичности.
Условное обозначение дюймовой резьбы в международных стандартах
Указывается буква G и диаметр прохода (внутренний диаметр) трубы в дюймах. Наружный диаметр резьбы в обозначении отсутствует.
Примеры обозначений резьбы:
G 1/2 – резьба трубная цилиндрическая наружная, внутренний Г� трубы 1/2”. Наружный диаметр трубы составит 20,995 мм (см. таблицу ниже), кол-во шагов на длине 25,4 мм (1дюйм) будет равно 14.
Также могут быть обозначены класс точности (А, В), направление витков (LH), длина свинчивания (обозначается последней, в мм):
G 1 ВЅ – В – резьба трубная цилиндрическая, внутренний Г� 1 ВЅ дюйма, класс точности В. G1 ВЅ LH- В – резьба трубная цилиндрическая, внутренний Г� 1 ВЅ дюйма, класс точности В, левая. G 1 ВЅ -В-40 – резьба трубная цилиндрическая, внутренний Г� 1 ВЅ дюйма, класс точности В, длина свинчивания 40 мм.
Для внутренней трубной цилиндрической резьбы будет обозначен только диаметр трубы, для которой предназначено отверстие.
Таблица размеров трубной цилиндрической резьбы
Размер резьбы |
Шаг резьбы, мм |
Число ниток на дюйм |
Диаметры резьбы |
|||
Ряд 1 |
Ряд 2 |
d=D |
d2=D2 |
d1=D1 |
||
1/16″ |
В |
0,907 |
28 |
7,723 |
7,142 |
6,561 |
1/8″ |
В |
9,728 |
9,147 |
8,566 |
||
1/4″ |
В |
1,337 |
19 |
13,157 |
12,301 |
11,445 |
3/8″ |
В |
16,662 |
15,806 |
14,950 |
||
1/2″ |
В |
1,814 |
14 |
20,955 |
19,793 |
18,631 |
В |
5/8″ |
22,911 |
20,749 |
20,587 |
||
3/4″ |
В |
26,441 |
25,279 |
24,117 |
||
В |
7/8″ |
30,201 |
29,0З9 |
27,877 |
||
1″ |
В |
2,309 |
11 |
33,249 |
31,770 |
30,291 |
В |
1в…›” |
37,891 |
36,418 |
34,939 |
||
1Вј” |
В |
41,910 |
40,431 |
38,952 |
||
В |
1в…њ” |
44,323 |
42,844 |
41,365 |
||
1ВЅ” |
В |
47,803 |
46,324 |
44,845 |
||
В |
1Вѕ” |
53,746 |
52,267 |
50,788 |
||
2″ |
В |
59,614 |
58,135 |
56,656 |
||
В |
2Вј” |
65,710 |
64,231 |
62,762 |
||
2ВЅ” |
В |
75,184 |
73,705 |
72,226 |
||
В |
2Вѕ” |
81,534 |
80,055 |
78,576 |
||
3″ |
В |
87,884 |
86,405 |
84,926 |
||
В |
3Вј” |
93,980 |
92,501 |
91,022 |
||
3ВЅ” |
В |
100,330 |
98,851 |
97,372 |
||
В |
3Вѕ” |
106,680 |
105,201 |
103,722 |
||
4″ |
В |
113,030 |
111,551 |
110,072 |
||
В |
4ВЅ” |
125,730 |
124,251 |
122,772 |
||
5″ |
В |
138,430 |
136,951 |
135,472 |
||
В |
5ВЅ” |
151,130 |
148,651 |
148,172 |
||
6″ |
В |
163,830 |
162,351 |
160,872 |
Как определить шаг дюймовой цилиндрической резьбы?
Трубная резьба определяется количеством витков на 1 дюйм вдоль оси резьбы. Алгоритм определения шага резьбы прост. Берем рулетку или линейку. С помощью их отмеряем один дюйм (равен 25,4 мм). Считаем количество витков. В данном случае – 18 витков на дюйм.
Очень просто производить измерения с помощью резьбомера для дюймовой резьбы. Однако необходимо принимать во внимание, что дюймовые резьбы могут отличаться по углу вершины – 55 и 60 градусов.
В Шаг резьбы Р, мм | В Число ниток на дюйм |
В 0.907 | В 28 |
В 1,337 | В 19 |
В 1,814 |
В 14В |
В 2,309 |
В 11 |
Шаг резьбы автомобильного болта, величина стандартизированная и находится в тесной связке с диаметром.
Зная диаметр болта и рассчитанную величину шага резьбы легко определяем точный шаг резьбы с помощью следующей таблицы.
Диаметр, мм | Шаг резьбы, мм | Тип резьбы | Подсказки по маркам авто |
---|---|---|---|
М6 М7 | 1.00 | стандарт | |
М8 | 1.25 | стандарт | |
1.00 | мелкая | ||
М10 | 1.50 | стандарт | VW, Audi, Skoda, Seat, Mercedes, BMW, Opel |
1.25 | мелкая | Lada, Fiat, Alfa Romeo, Peugeot, Citroen, Renault, Toyota, Honda, Nissan, Mazda и др. японские марки | |
1.00 | мелкая | ||
М12 | 1.75 | стандарт | Ford, Renault, Peugeot, Citroen |
1.50 | мелкая | VW, Audi, Skoda, Seat, Mercedes, BMW, Opel | |
1.25 | мелкая | Lada, Fiat. Alfa Romeo, Peugeot, Citroen, Renault, Toyota, Honda, Nissan, Mazda и др. японские марки | |
М14 М16 | 2.00 | стандарт | Ford, Chrisler |
1.50 | мелкая | Большинство автомобильных марок | |
М18 М20 М24 | 2.50 | стандарт | |
1.50 | мелкая |