Фишки от практика балансировки роторов на станке  DIAMEX 2000

Почему нужна балансировка

Неравномерный износ резины или повреждения диска приводят к дисбалансу, то есть нарушению распределения массы колёс относительно горизонтальной и вертикальной плоскостей. Существует дисбаланс двух видов:

  1. Статический, когда ось вращения смещается по отношению к оси инерции и начинает двигать центр тяжести вверх и вниз.
  2. Динамический, когда ось вращения пересекается с осью инерции, нарушая распределение массы колеса по горизонтали. Диск во время движения автомобиля выписывает восьмёрку.

disbalans-koles.png

Различают два вида дисбаланса: статический и динамический

Дисбаланс вызывает вибрацию колёс во время движения. Несбалансированность колёс, особенно при движении на большой скорости, ухудшает управляемость, увеличивает длину тормозного пути, приводит к преждевременному износу деталей ходовой.

Разбалансированные колёса во время движения на большой скорости становятся причиной потери управления. Но даже если авария не случилась, постоянная вибрация приводит в негодность подшипник ступицы, а со временем и поломке всей ходовой системы ТС.

Задача процедуры — вернуть колёсам баланс во время вращения. Результат балансировки – равномерное распределение массы колеса относительно осей вращения.

Способы балансировки

Воспользовавшись советами бывалых водителей, можно самостоятельно провести балансировку по старинке без применения специального станка. Это займёт больше времени, чем затратил бы мастер в сервисе, но поможет сэкономить средства.

9b1c1a5136d7d978899b5ca5a42939d2.jpg

При должном желании балансировку колёс можно проводить самостоятельно в гаражных условиях

Для самостоятельного выполнения процедуры понадобятся следующие приспособления и материалы:

  • домкрат;
  • балансировочные грузики;
  • мел или маркер;
  • набор ключей.

Интересно! Чтобы отбалансировать колёса на литых или кованых дисках, целесообразно приобрести самоклеящиеся грузики. Но в зимнее время такие грузики могут отклеиться от перепадов температур.

20110927105149990-695x505.jpg

Для проведения балансировки необходимы балансировочные грузики

Без снятия колеса

Процесс самостоятельной балансировки состоит из следующих этапов:

  1. Подготовительный. Колёса очищают от грязи, застрявших в шинах камней, снимают колпаки, понижают давление в шине, снимают старые грузики. Домкрат устанавливают с одной стороны ТС, освободив 2 колеса. Проверяют свободное вращение колёс. Если колесо крутится тяжело, необходимо расшплинтовать его и ослабить ступичную гайку.
  2. Определение лёгкой точки. Колесо прокручивают против часовой стрелки и ждут его остановки. Отмечают верхнюю точку. Затем крутят колеса по часовой стрелке и вновь отмечают верхнюю точку. Середина между двумя отметками – лёгкая точка.
  3. Установка грузиков. Молотком набивают на найденную точку грузики весом от 10 до 45 граммов начиная с лёгких. После этого раскручивают колесо и ждут его остановки. Грузики должны оказаться внизу. Если получилось не так, лёгкие грузики снимают и набивают более тяжёлые. Использовать на одно колесо груза более 60 граммов не рекомендуется.
  4. Статическая балансировка. Как только после остановки грузики оказались внизу, их начинают раздвигать в разные стороны. Колесо начинают вращать и разводить грузики. Задача процесса – добиться, чтобы колесо каждый раз останавливалось в разном положении. Как только это начало получаться, вес распределён равномерно, то есть достигнут статический баланс.

В такой последовательности проводят процедуру с каждым колесом. Чтобы проконтролировать правильность выполненной балансировки, нужно проехать на авто не менее десяти километров со скоростью более чем 90 км/час. Если при движении не ощущаются толчки и постукивания, значит, всё выполнено правильно. При неправильном выполнении процедуры появляются специфичные толчки в руль.

Для собственной уверенности при первой самостоятельно выполненной балансировке можно пройти диагностику на СТО. Если мастера подтвердят, что всё было сделано правильно, в дальнейшем можно заниматься процедурой самостоятельно.

Важно! Самостоятельная балансировка в гараже допустима только при статическом дисбалансе. Устранение динамического дисбаланса требует применения оборудования. Специалисты рекомендуют обращаться в сервис, если на машине стоит поношенная резина и старые погнутые диски. Без спецоборудования самостоятельно отбалансировать такие колёса невозможно.

На самодельном стенде

Облегчить процесс балансировки можно, изготовив в гараже самодельный стенд. В этом случае не придётся извлекать из колеса тормозные колодки и ослаблять ступенчатую гайку.

Самодельный стенд упрощает процесс балансировки колеса

Стенд монтируют из старой ступицы с рабочим подшипником. Ступицу устанавливают на каркас таким образом, чтобы колесо свободно вращалось, а вся конструкция стойко держалась на поверхности. В качестве каркаса удобно использовать вертикальные металлические стойки, между которыми крепится колесо. Дальнейшие действия по балансировке совпадают с предыдущим методом выполнения процедуры.

На станке

Даже опытный автомобилист в гаражных условиях проводит балансировку «на глазок». Поэтому полной уверенности в правильности процесса быть не может. В специализированных мастерских балансировка выполняется на станках с компьютерным управлением.

Современные СТО оборудованы балансировочным станками с ЧПУ

Станок состоит из конусообразной опоры для установки колеса, вращающего электромотора и датчиков. Колесо вращается при выполнении шиномонтажа, и одновременно компьютер определяет вибрацию и давление. Показания датчиков помогают точно высчитать вес и место установки грузиков.

Мастерские оборудованы двумя видами станков:

  1. Ручными – на которых мастер измеряет колесо линейкой и вручную вводит данные.
  2. Автоматическими – информация считывается датчиками и выводится на монитор в цифровом или графическом виде.

По типу используемых опор станки делят на:

  1. Мягкие, измеряющие параметры колеса, учитывая колебания опор.
  2. Жёсткие, измеряющие давление и фазу ротора.

Интересно! На жёстких станках можно тестировать различные детали, но качество и точность измерений по этой причине снижается.

Большинство современных сервисов оснащено автоматическими балансировочными станками. Мастер надевает колесо на вал, зажимает его болтами и раскручивает. Датчики определяют точки торцевого биения. Компьютер определяет интенсивность толчка и подсчитывает массу груза, который необходимо прикрепить в высчитанную точку. Компьютер также сообщит, если балансировку колеса провести невозможно.

Балансировка гранулами

Один из новейших методов балансировки колёс – использование специальных гранул вместо грузиков. Суть методики – засыпание в покрышку специальных гранул, скользящих во время движения во внутреннем пространстве. Такое свободное перемещение устраняет дисбаланс во время движения на скорости.

Современные методики балансировки колёс предусматривают использование микробисера

Преимущество такого метода состоит в том, что гранулы засыпают один раз, и они выполняют предназначенную функцию всё время эксплуатации покрышки. Минус данного способа балансировки – высокая стоимость гранул. Поэтому балансировка этим способом в настоящее время не прибрела популярность.

Видео: балансировка колёс своими руками

Признаки дисбаланса

Главный сигнал о дисбалансе – появление вибрации. Интенсивность передающейся в салон вибрации зависит от степени дисбаланса. Порой на скорости машина начинает буквально дрожать всем кузовом.

Характер вибрации говорит о том, какие колёса разбалансированы:

  • передние дают толчки в руль;
  • задние заставляют вибрировать задние сидения.

Другими признаками дисбаланса являются увеличившийся расход топлива, шуршание шин при движении, неравномерный износ и регулярное спускание шин.

Как выбрать балансировочный станок

При выборе такой важной части любого автосервиса буквально разбегаются глаза. Рынок товаров кишит их разнообразием. Но как выбрать качественный и доступный по цене продукт? На что стоит обратить внимание при покупке?

Виды балансировочных станков

Стоит начать с выяснения существующих видов этого оборудования. Его можно разделить на три большие ветви: с ручным вводом, автоматические и полуавтоматические. В чем же заключается их различие?

Существует три параметра балансировки колеса. А именно: диаметр и ширина диска, расположение колеса на валу.Способом измерения этих параметров отличаются упомянутые выше виды.

  • С ручным вводом

Как можно понять по названию, диаметр диска измеряется самостоятельно, замеры ширины диска делаются с помощью предназначенного для этого крон циркуля, а расположение колеса на валу или, как еще называют эту величину, дистанцию измеряют с помощью линейки. Все собранные данные, в последствии, заносятся в станок.

ojeszdw4idq-1.jpg

  • Полуавтоматический.

От своего предшественника он отличается наличием той самой линейки, которая помогает определить расположение колеса на валу. Однако, на полуавтомате она электронная и измеряет необходимые параметры за счет поднесения к колесу. Остальные замеры делаются также, как и на станке с ручным вводом.

bezymyannyj-9.jpg

  • Автоматический.

Самый удобный и «прокаченный» из всех трех вариантов. Замер данных на нем начинается с установки и фиксации колеса на валу, две электронные линейки подносятся к внутренней и наружной стороне диска. Таким образом, автоматический станок считывает данные самостоятельно, остается только запустить процесс измерения данных.

Без сомнений, если средства, отведенные на приобретение оборудования, позволяют купить автоматический – лучше остановить свой выбор именно на нем. Максимальная точность измерений за минимальный промежуток времени – вот его главное достоинство. Если рассматривать данный вопрос более масштабно, можно прийти к выводу, что экономия времени за счет автоматического станка позволяет обслужить большее количество клиентов за рабочий день, что способствует не только росту доходов для данной сферы услуг, но и формированию доброго имени компании.

Различия балансировочных станков

Помимо принадлежности к разным видам, приборы разных брендов и моделей имеют ряд отличий по некоторым характеристикам. Вот их список с описанием каждого пункта.

  • Разный диаметр вала. Существует оборудование с двумя диаметрами валов: 40 и 39 мм. По мнению покупателей, приборы с 40 мм диаметром валов более надежны и способны выдержать больший вес колеса;
  • Разные комплекты конусов. Данные конусы используются для того, чтобы разместить колесо на валу. Сами колеса отличаются друг от друга диаметром внутреннего отверстия, откуда следует, что и конусы должны быть разного диаметра. Обычно, в комплекте имеется стандартный набор конусов, который не подходит для колес малых грузовиков, джипов и так далее;
  • Различные способы автозапуска. Автозапуск можно произвести двумя способами: нажатием кнопки или опусканием кожуха. Считается, что использование кожуха способствует ускорению процесса балансировки;
  • Своему типу колеса — своя программа. Существует несколько типов колес и дисков. Различают литые, штампованные, кованные, а также мото-диски. Для балансировки колес с разными дисками требуются разные программы, а некоторым дискам – дополнительные адаптеры;
  • Отсутствие или наличие защиты от перегрузок. Несомненно, такая защита поможет избежать ненужных и несвоевременных поломок в связи с периодическими скачками напряжения;
  • Максимальные масса, диаметр диска, ширина и диаметр колеса. Оборудование необходимо выбирать, исходя именно из выше перечисленных параметров, стоит заранее узнать, каковы эти параметры у автомобилей потенциальных клиентов;
  • Наличие или отсутствие дисплея. На некоторых станках имеется дисплей, с помощью которого можно увидеть некоторые другие параметры, помимо основных. В целом, в его наличии нет никакой необходимости, за исключением приятного дизайна;
  • Наличие или отсутствие лазерного указателя установки грузов. Приятным помощником в работе оператора станет лазерный указатель, который после замера необходимых данных показывает четкое место установки грузов;
  • Наличие или отсутствие счетчика отбалансированных колес и установленных для них грузов. Данные девайсы используются в основном для отслеживания работы персонала;
  • Количество операторов. Приборы отличаются также количеством сотрудников, которые могут работать во время процесса балансировки одновременно;
  • Сплит-система. Система позволяет сохранить красоту диска посредством прикрепления грузов за спицами;
  • Самопроверка. Некоторые приборы имеют программу для самодиагностики.

Советы по выбору

Итак, зная все существующие виды балансировочных станков, а также различия в характеристиках, можно вывести список советов с основными критериями выбора.

  • Первым шагом следует определить своих потенциальных клиентов, то есть, какой именно тип автомобилей будет обслуживаться в автосервисе. Это может быть сельскохозяйственная техника, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы. Точно определившись с этим вопросом, будет намного легче подобрать подходящий вариант. Неплохо будет выбрать универсальный аппарат, предоставляющий возможность балансировать колеса разных типов.
  • Следующее, что необходимо сделать – определиться с видом станка, ведь его функционал напрямую влияет на комфорт и быстроту выполнения работы: будет ли он с ручным вводом, полуавтоматическим или автоматическим. Делая такой выбор, стоит опираться на отведенный бюджет. Несомненно, лучшим вариантом развития событий станет приобретение автоматического варианта. Это поможет существенно сократить время, уходящее на балансировку колеса.
  • Существует еще одна величина, которую необходимо учесть – дисбаланс. Важно выбрать ту модель, которая затрачивает на измерение дисбаланса минимальное количество времени, ведь это также поможет сэкономить время на балансировку колеса и успеть обслужить большее количество клиентов за рабочий день.
  • Перед приобретением оборудования необходимо узнать, какое максимальное напряжение сети доступно в месте нахождения шиномонтажа: 220 или 380 В. Отталкиваясь от этих данных, и стоит выбирать подходящую модель.
  • Ну и последнее, с чем стоит определиться, это производитель. В этом вопросе также стоит отходить от бюджета. Если средств не особо много, можно подобрать бюджетный вариант китайского или российского производства, если же средств достаточно, можно посмотреть на известные мировые бренды.

Где купить

Приобрести балансировочный станок можно как оффлайн, пойдя в магазин, так и виртуально – заказать онлайн в интернет-магазине. Поскольку 21 век – век информационных технологий, второй вариант обладает большей популярностью и востребованностью. Это и понятно, на сайте интернет-магазина можно прочитать не только описание прибора, не только увидеть все основные его характеристики, но и прочитать отзывы, оставленные реальными покупателями.

Балансировочный станок

Заводя разговор о правильном выборе данного оборудования, стоит рассказать, что он собой представляет, и чем он, собственно, так важен для шиномонтажного бизнеса.

Балансировочные станки – это оборудование, необходимое для нахождения неуравновешенных участков валов, колес, роторов электродвигателей, проще говоря, всех вращающихся деталей автомобиля.

Балансировка неоспоримо важна, ведь при ее отсутствии передвижение на автомобиле становится некомфортным, а диски, шины и покрышки изнашиваются в разы быстрее. Балансировку можно провести только с помощью специализированного станка, именно поэтому он так необходим в любом шиномонтаже.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий