Содержание
Разновидности электроизмерительных приборов
К электроизмерительным приборам относятся устройства, служащие для измерения различных характеристик тока. Это не только его напряжение, но также сопротивление и сила. Для каждой величины существует свой прибор.
Есть и универсальная техника — мультиметр, с помощью которой можно определять различные параметры электротока.
По типу исполнения эти устройства подразделяются на две разновидности:
- Электронные. Отображают результат проведенных измерений на специальном дисплее.
- Аналоговые. В них используется стрелка.
Также электроизмерительные приборы различаются по своей чувствительности и погрешности. Устройства, имеющие наибольшую чувствительность, но при этом отображающие результаты измерений с наименьшей погрешностью, причисляются к категории профессиональных.
Для чего нужна проверка заземления
Процедура измерения сопротивления заземления нужна для контроля:
- обеспечения безопасности людей, которые живут или пользуются помещением;
- соответствия ГОСТу при строительстве жилых и промышленных объектов;
- соответствия сети требованиям, предъявляемым бытовым и другим электроприборам.
К электрозаземлению подключаются все устройства, щиты и электрошкафы. При этом сопротивление не должно быть больше, чем 4 Ом. Оно подразделяется на:
- защитное — предотвращающее поражение током;
- рабочее — нужно для защиты работоспособности электросетей.
Важное значение, которое имеет заземление — уравнивание потенциалов напряжения.
По периодичности проведения проверок существует разделение на:
- Приемо-сдаточные проверки.
- Плановые (эксплуатационные).
- Внеплановые.
Каждое, находящееся в эксплуатации здание, должно иметь заземление, которое, в свою очередь, обеспечивается паспортом, содержащим:
- схему устройства, с привязкой ко всем окружающим сооружениям;
- указание подземных и надземных коммуникаций, и их связь с другим заземлением;
- дату, когда объект введен в эксплуатацию;
- материалы, из которых изготовлен заземлитель;
- характеристики почвы (величина растекающегося сопротивления, удельное сопротивление и влияние коррозии).
Сведения об осмотре и соответствии требованиям вносятся в паспорт не реже, чем 1 раз в 12 лет.
В случае внесения изменений в конструкцию объекта, его переносе, капитального ремонта или восстановления, проводится внеочередная проверка, включающая в себя:
- Визуальный осмотр заземляющего устройства, со вскрытием верхнего слоя почвы. Определяются внешние коррозионные повреждения системы и то, как заржавели подземные части. Замена осуществляется в случае 50-процентного износа.
- Измерение величины сопротивления заземления.
- Установление надежного соединения между частия заземления и защищаемым объектом. Цепь не должна прерываться, а величина «металлосвязи» не должна превышать 0.05 Ом.
На заземление, его количественные показатели, влияют несколько факторов.
Проверка заземления мультиметром
Вы купили частный дом или квартиру, и вся электрическая часть в помещении уже смонтирована до вас, встает вопрос: как проверить заземление в розетке мультиметром и узнать есть ли оно вообще? Все это можно выполнить с помощью визуального осмотра и измерений.
Далее описан алгоритм, как проверить заземление в частном доме:
- Отключается вводной автомат, защищающий сеть от перегрузки.
- Разбирается одна, любая, розетка.
- На мультиметре устанавливается режим измерения напряжения.
- Щупы прибора крепятся к фазе и «нулю» сети (см. ниже).
- Включается вводной автомат. При рабочей электросети высветится значение «220» или около того.
- При соблюдении мер безопасности щупы переносятся на заземляющий и фазный контакты. Значение, которое появится на экране, не должно сильно отличаться от первоначального. Хотя могут появиться и другие цифры. Это тоже означает, что заземление работает. Если монитор не отобразит каких-либо цифр — заземления нет.
Определить отсутствие заземления проще всего визуально. Обычно это видно по отсутствию третьего, желто-зеленого, провода в розетке. Но и при его наличии заземление может работать не так, как нужно. Для того, чтобы исключить эту вероятность, применяется контроль с помощью мультиметра.
Причины и возможные последствия неисправности
Неработоспособность генератора возможна по следующим причинам:
- неисправность регулятора напряжения («таблетки», «шоколадки» на сленге автолюбителей);
- износ (разрушение) щеток;
- замыкание возбуждающей обмотки (ротора);
- пробой диодов (расположенных в подкове);
- износ подшипников и втулок.
Неисправность регулятора напряжения обычно приводит к отсутствию заряда АКБ. В этом случае на приборной панели светится значок-индикатор «аккумулятор». Двигатель продолжает работать до тех пор, пока аккумуляторная батарея не разрядится до напряжения приблизительно 8 — 9 Вольт.
В светлое время дня заряда АКБ может хватить на 30 -50 километров пути при условии, что аккумулятор в момент возникновения неисправности был хорошо заряжен.
При пробое выходных каскадов регулятора напряжения может возникнуть неисправность, связанная с увеличением выходного напряжения генератора до 17 – 20 Вольт. При этом происходит перезаряд аккумуляторной батареи. Следствием перезаряда является процесс закипания электролита. Если под капотом появляются следы коррозии в области АКБ, необходимо выполнить проверку генератора.
Пробой диодного моста может произойти при случайной переполюсовке АКБ (установке клемм в неправильной полярности). Обычно диоды пробиваются попарно в одном плече. Неисправный диод имеет сопротивление близкое к нулю. Обмотка статора генератора в таком случае работает в режиме короткого замыкания, сильно нагревается.
Через несколько минут работы двигателя обмотки перегреваются, под капотом автомобиля появляется запах горелой электропроводки. Во избежание воспламенения двигатель необходимо заглушить, проверить генератор.
Износ щеток приводит к постепенному отказу генератора. Сначала во время движения начинает помаргивать лампочка индикатора заряда на приборной панели, затем она начинает светиться постоянно. Во многих моделях генератора щетки меняются совместно с регулятором напряжения.
Замыкание обмоток генератора может привести к значительному изменению выходных параметров, перегреванию устройства.