Скоба такелажная: виды, выбор конструкции и способы крепления

Классификация

Такая скоба состоит из двух или четырех деталей. Основные из них — это непосредственно скоба, называемая также спинкой (изогнутый в виде латинской буквы «U» стальной стержень), и штифт, или палец. Штифт замыкает разными способами свободные концы буквы «U», прочно связывая соединяемые детали.

Классификация такелажных скоб осуществляется по следующим признакам:

По назначению

  • скоба общего назначения;
  • скоба грузоподъемная.

Скобу общего назначения нельзя применять для грузоподъемных операций, для которых выпускают специальные аналоги. Последние продаются с сертификатом, в котором указаны все характеристики.

По форме дуги

Скоба может быть прямой — как буква U (тип СА), или омегообразной — как греческая буква Ω (омега, тип СИ). Ее называют еще якорной, закругленной, дугообразной. Два типа изделий отличаются тем, что ширина зева в прямой скобе неизменна по всей длине, что бывает неудобным при соединении элементов с соизмеримым с ним (зевом) диаметром. Этого неудобства нет в омегообразной скобе — звенья в ней заходят в сравнительно узкий зев, но располагаются равномерно и симметрично по окружности дуги. Эту скобу применяют там, где вектор нагрузки меняется или направлен в разные стороны.

skoba-takelazhnya-vidy.jpg

По способу фиксации штифта

Скобу для временной фиксации изготавливают со штифтом, имеющим на одном конце резьбу, на другом — флажок (барашек, обух) с отверстием для закручивания. При этом штифт продевают через одно отверстие, нерезьбовую проушину, и вкручивают до упора в другое — резьбовую. Чтобы усилить затяжку, в отверстие флажка вставляют вороток (подходящее приспособление) или используют пассатижи и «докручивают» штифт.

Понятно, что такую скобу нежелательно использовать для длительной работы — высока вероятность выкручивания штифта под действием «раскручивающих» сил (например, при использовании скобы в подвеске качелей на ось (штифт) действуют именно такие силы), что может закончиться серьезными травмами.

Если скобу описанной конструкции постоянно разбирать и собирать, штифт может выпасть и потеряться. Чтобы этого не случилось, в специальных версиях изделий резьбу нарезают в отверстиях обеих губок и тело штифта делают по диаметру меньше его ответной наружной резьбы. Это придает ему свойство невыпадаемости — если его выкрутить из дальней резьбы, то он сам по себе не выпадет из ближней.

skoba-u-obraznya.jpg

Более безопасной в плане раскручивания и выпадения является скоба, в которой концевик штифта (резьба в этой его части уже отсутствует) фиксируется шплинтом через отверстие, выполненное поперек его оси. Такой штифт выкрутить намного сложнее.

Наиболее безопасным в плане самораскручивания является штифт в виде болта и гайки (обычной или корончатой), закрепляемой шплинтом. В этом случае обе губки изготавливают без резьб, болт вставляют в их отверстия, закручивают гайку и контрят ее шплинтом. Такое соединение обладает наибольшей надежностью, однако оно неудобно из-за увеличенной трудоемкости сборки. Такую конструкцию используют в основном в случаях долгосрочного или постоянного применения без разборки.

По материалу стали и покрытию

Виды такелажных скоб:

  • из углеродистой стали без покрытия;
  • оцинкованные или окрашенные — другим цветом нередко покрывают штифт;
  • из нержавеющей стали — используются в производствах с агрессивной средой;
  • термостойкие, используемые при высоких температурах, — существуют также таблицы, определяющие снижение грузоподъемности при повышении температуры для стандартных скоб;
  • из специальных сортов стали, выдерживающих эксплуатацию при температурах ниже -40 ºС (полярные скобы).

Марки аустенитной стали А2 и А4 считаются лучшими для изготовления скоб.

Монтаж и крепление

Для сборки такелажной скобы необходимо вставить штифт и закрутить его по правой резьбе до плотного прилегания заплечика к проушине. В скобах с болтом после накручивания гайки необходимо обязательно законтрить ее шплинтом. Эксплуатация устройства без шплинта запрещается.

Если при сборке обнаруживается, что штифт не садится по заплечики в проушину вследствие тугой резьбы, несоосности отверстия и штифта или погнутости последнего — такую скобу использовать нельзя.

Если при использовании прямой скобы груз провисает несимметрично, необходимо вставить с обеих сторон стробы шайбы равной толщины и тем самым устранить эксцентриситет.

Все детали скобы необходимо проверять на отсутствие трещин, деформаций, ржавчины, заусенцев и исключать негодные из оборота.

Такелажные скобы запрещается подвергать термообработке, сваривать, менять их форму любым методом, погружать в агрессивные растворы.

Следует помнить, что паспортная грузоподъемность скобы сохраняется до 200 ºС окружающей ее среды, при повышении температуры до 400 ºС она уменьшается до 75 %, выше + 400 ºС скобу использовать нельзя.

Виды приборов

Существуют следующие виды калибров:

  1. vidy_kalibrov.jpgПробки.
  2. Скобы.
  3. Щупы.
  4. Конусные калибры.
  5. Для проверки взаимного расположения поверхностей.
  6. Для контроля цилиндрической резьбы.

Калибры-пробки

Представляют собой стержень, на обоих концах которого расположены цилиндрические элементы. Один из них имеет наибольший предельный размер отверстия и называется непроходной пробкой (НЕ), а второй наименьший и зовется проходной (ПР). Непроходная пробка заметно короче проходной, благодаря чему рабочий или контролер быстро и правильно определяет пригодность деталей.

kalibry-probki.jpg

Гладкие калибры-пробки изготовляют составными, ручки стальные или пластмассовые, в которых крепятся вставки с коническими хвостовиками или цилиндрические насадки. Для проверки отверстий в интервале от 2 до 50 мм изготавливаются конические хвостовики, а для отверстий в границах 30-100 мм – цилиндрические насадки. Если вставка только с одной стороны ручки, то такие калибры-пробки называются односторонними.

Калибры-скобы

Применяются для контроля диаметров валов, по конструкции бывают односторонние и двухсторонние. так же, как и в случае с пробками, скоба ПР должна проходить, а скоба НЕ должна не проходить по валу. Иначе вал считается негодным, причем брак будет исправимым, только в том случае, если для достижения нужного результата потребуется снять лишний металл.

Применяя скобы, их ни при каких обстоятельствах нельзя силой заталкивать на вал, так как скоба может «раскрыться» и увеличить расстояние между измерительными поверхностями по причине податливости, обусловленной ее конструкцией. Чтобы не допустить этого, следует надевать скобу на горизонтально расположенный вал только под действием ее собственного веса. При этом вал еще и вращают, что позволяет заодно проконтролировать отклонения от круглого профиля в поперечном сечении.

Скобы бывают для проверки только одного размера (их называют жесткими) и регулируемые, которые позволяют контролировать определенный диапазон диаметров валов. Регулируемые части изготавливают из твердых сплавов, что способствует существенному увеличению их срока службы.

Калибры-щупы

Это наборы стальных пластин толщиной от 0,02 до 1 мм и длиной 100 или 200 мм. Их используют для контроля величины зазора между поверхностями при сборке различных механизмов. При этом в зазор вставляют один или несколько щупов в наборе, чтобы подобрать нужную величину.

Пользуясь щупами, важно соблюдать определенные правила:

  • при измерении щуп должен двигаться плавно с незначительным усилием, а не свободно проваливаться;
  • для плавности движения пластины рекомендуется слегка смазать;
  • не следует прикладывать больших усилий к щупу, чтобы не повредить его;
  • размер зазора определяется суммированием толщин всех щупов из набора, которые полностью вошли в зазор.

Конусные калибры

Служат для контроля конических поверхностей, например, конусов инструментов. С помощью калибра-кольца проверяется годность наружных поверхностей, а пробкой – пригодность внутренних. Деталь считается годной, если ее торец находится в зоне между рисками или между плоскостями уступа. Это расстояние равно допуску.

Калибры для проверки расположения поверхностей

Могут быть самых разных конструкций. С их помощью контролируют:

  • соосность двух или более отверстий, а также шеек вала;
  • расстояния между осями отверстий;
  • параллельность, перпендикулярность или величину наклона поверхностей или осей;
  • расстояния между осью отверстия и плоскостью;
  • глубину различных пазов и уступов.

Измерительные элементы этого вида калибров располагаются таким образом, чтобы воспроизвести конфигурацию поверхностей сопрягаемых деталей.

Калибры для контроля цилиндрической резьбы

Применяют для комплексной проверки среднего диаметра, угла профиля, а также наибольшего внутреннего диаметра наружной резьбы или наименьшего внешнего диаметра внутренней резьбы. С помощью этих устройств проверяют метрические, дюймовые, трапецеидальные, упорные и круглые резьбы диаметром от 1 до 600 мм.

Контрольный комплект состоит из рабочих проходного (ПР) и непроходного (НЕ) калибров, а также из контрольных, которые служат для проверки рабочих калибров-колец и пробок.

Проходные калибры должны свободно свинчиваться с контролируемой резьбой, а непроходные не должны свинчиваться с ней. Допускается навинчивание непроходных калибров до 2 оборотов, при этом количество оборотов определяют при развинчивании калибра и контролируемого изделия. Если резьба проверяемой детали короткая (менее 3 витков), то навинчивание непроходного калибра не допускается.

Резьбовой калибр ПР имеет длину порядка 80% от длины свинчивания, то есть длины соприкосновения резьбы болта и гайки, измеренной вдоль их оси.

У непроходного – длина не меньше 3 витков.

Разновидности

Разновидностью таких изделий является скоба такелажная с вертлюгом. Она состоит из двух прочно соединенных болтом между собой скоб, вращающихся на одной оси так, что при подъеме груз можно разворачивать вручную, что удобно для его быстрой ориентации.

Другая разновидность — скоба с дугой, сделанной не из прутка, а из полосы.

Третья разновидность — скоба изогнутая. В ней плоскость дуги в ее верхней части развернута по отношению к оси штифта на 90 º. Такой скобой добиваются нужной ориентации груза при строповке — там, где важно выдержать направление соединения.

Еще один вид — скоба, штифт которой закручивается не барашком, а внутренним шестигранником. Такая форма позволяет ей стать более компактной и не цепляться за предметы.

Скоба прямая с длинным ушком удобна для тех креплений, где проушина на соединяемой детали находится слишком глубоко.

vidy-skob-takelazhnyh.jpg

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий