Содержание
Назначение стальных канатов
Как видим, канаты стальные, их классификация и назначение довольно разные. Но помимо того предназначены канаты для грузов или для людей у них есть и более конкретные назначения. Так, продукция с маркировкой ТК рекомендована к использованию в напряженных условиях. Тросы ЛК-О наиболее хорошо подходят для работы на кораблях или в лифтах (здесь может использоваться восьмипрядный). А вот в агрессивных средах лучше использовать ЛК-Р или ЛК-РО. И таких специфических назначений довольно много, как и самих разновидностей канатов.
Назначение канатов |
ГОСТ 2688 |
ГОСТ 3062 |
ГОСТ 3063 |
ГОСТ 3064 |
ГОСТ 3066 |
ГОСТ 3069 |
ГОСТ 3070 |
ГОСТ 3071 |
ГОСТ 3077 |
ГОСТ 3081 |
ГОСТ 3088 |
ГОСТ 3089 |
ГОСТ 7665 |
Подъемные канаты башенных кранов |
+ |
+ |
|||||||||||
Подъемные канаты автокранов |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Подъемные канаты мостовых кранов |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты судовых кранов |
+ |
+ |
|||||||||||
Подъемные канаты портальных кранов |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты металлургических кранов |
|||||||||||||
Канаты тельферов |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Стреловые канаты |
+ |
||||||||||||
Грейферные канаты |
+ |
+ |
|||||||||||
Растяжки, ванты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Экскаваторные подъемные канаты |
|||||||||||||
Экскаваторные тяговые канаты |
|||||||||||||
Канаты для лебедок |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Скреперные канаты |
+ |
+ |
|||||||||||
Ваерные канаты |
+ |
||||||||||||
Канаты для оснастки трапов |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Талевые канаты |
|||||||||||||
Канаты для машин бурения |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Тяговые канаты |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Несущие канаты |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Подъемные канаты для вертикального подъема |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Подъемные канаты для наклонного подъема |
+ |
||||||||||||
Уравновешивающие канаты (хвостовые) |
+ |
||||||||||||
Проходческие канаты |
+ |
||||||||||||
Направляющие канаты (проводники) |
+ |
||||||||||||
Несущие канаты и ванты для мостов |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Несущие и др. для подвесных крыш |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Растяжки для мачт |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Стропы |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Растяжки |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Канаты для шкивов трения |
+ |
+ |
|||||||||||
Канаты для барабанных лебедок |
+ |
+ |
|||||||||||
Канаты для гидравлических лифтов |
+ |
+ |
|||||||||||
Канаты для рыбной промышленности |
Назначение канатов |
ГОСТ 7667 |
ГОСТ 7668 |
ГОСТ 7669 |
ГОСТ 14954 |
ГОСТ 16853 |
ГОСТ 30055 |
ГОСТ 839-80 |
ТУ 14-4-273-73 |
ТУ 14-4-297-85 |
ТУ 14-178-229-92 |
ТУ 14-178-282-98 |
ТУ 14-178-243-99 |
ТУ 14-178-303-96 |
Подъемные канаты башенных кранов |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты автокранов |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты мостовых кранов |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты судовых кранов |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты портальных кранов |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты металлургических кранов |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Канаты тельферов |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Стреловые канаты |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Грейферные канаты |
|||||||||||||
Растяжки, ванты |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Экскаваторные подъемные канаты |
+ |
+ |
|||||||||||
Экскаваторные тяговые канаты |
+ |
||||||||||||
Канаты для лебедок |
+ |
+ |
|||||||||||
Скреперные канаты |
+ |
||||||||||||
Ваерные канаты |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Канаты для оснастки трапов |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Талевые канаты |
+ |
||||||||||||
Канаты для машин бурения |
|||||||||||||
Тяговые канаты |
+ |
+ |
|||||||||||
Несущие канаты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Подъемные канаты для вертикального подъема |
+ |
||||||||||||
Подъемные канаты для наклонного подъема |
|||||||||||||
Уравновешивающие канаты (хвостовые) |
+ |
+ |
|||||||||||
Проходческие канаты |
|||||||||||||
Направляющие канаты (проводники) |
+ |
+ |
|||||||||||
Несущие канаты и ванты для мостов |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
Несущие и др. для подвесных крыш |
+ |
+ |
|||||||||||
Растяжки для мачт |
+ |
||||||||||||
Стропы |
+ |
||||||||||||
Растяжки |
+ |
||||||||||||
Канаты для шкивов трения |
+ |
||||||||||||
Канаты для барабанных лебедок |
+ |
||||||||||||
Канаты для гидравлических лифтов |
|||||||||||||
Канаты для рыбной промышленности |
+ |
Конструкция пряди каната.
В большей степени относится для малопрядных канатов, но бывают редкие исключения из правил для многопрядных канатов.
- S (Seale) — прядь состоит из двух слоев проволок, количество проволок по слоям одинаково, диаметр проволок в слое одинаковый;
- W (Warrington) — прядь состоит из двух слоев, внутренний слой состоит из проволок с одинаковым диаметром, внешний — с разным диаметром;
- F (FW — Fillerwire) — прядь состоит из двух слоев, количество проволок внутреннего слоя равно половине числа проволок внешнего, борозды внутреннего слоя заполняются проволоками меньшего диаметра;
- PRF (Preformed) — проволокам перед свивкой в прядь предварительно придают винтовую форму;
- WS (Warringtonseale) – Наружный слой прядей состоит из проволоки большего сечения, чем внутренний.
Обозначение типа покрытия.
- U – светлая (без покрытия);
- А – оцинкованная, класс А (интенсивно оцинкованная);
- В – оцинкованная, класс В (нормально оцинкованная).
Назначение троса из стали
Изделие чаще всего применяется при выполнении такелажных, буксировочных и грузоподъемных работ. Такой прочный и одновременно гибкий элемент является неотъемлемой деталью оснащения подъемных кранов, экскаваторов и буровых установок. Кроме того, он используется в механизмах подъема и опускания пассажирских и грузовых лифтов, с его помощью армируют бетон, придавая ему требуемые механические характеристики. Наиболее широкое применение такие тросы получили при выполнении грузоподъемных работ, ведь высокая прочность и гибкость, которыми обладают эти изделия, позволяет изготавливать из них грузозахватные приспособления, способные выдержать значительные механические нагрузки.
Учитывая сложность работ, для выполнения которых используют стальные тросы, следует уделять очень серьезное внимание вопросам их выбора. На современном рынке представлены различные виды канатов и тросов, изготовленных из стали, что делает их выбор очень затруднительным для несведущего человека. В таких случаях лучше обратиться к профессионалам, способным подобрать изделие в соответствии с теми задачами, для решения которых его планируется использовать.
Буксировочный трос с карабином
Строгие требования по соответствию оговоренным эксплуатационным характеристикам предъявляются не только к металлическим тросам, но и к дополнительным элементам, в сочетании с которыми они используются. Такие изделия перед выпуском их в эксплуатацию подвергаются специальным испытаниям и проверкам, после чего на них выдаются сертификаты и разрешения на использование по их прямому назначению.
Основными параметрами, по которым эти тросы и выбираются потребителем, являются гибкость, прочность и грузоподъемность, а также предельные значения их натяжения. Чтобы повысить устойчивость стальных тросов к воздействию агрессивных сред, в которых они будут эксплуатироваться, их в отдельных случаях могут подвергать дополнительной обработке. Вес проволочного троса может быть одним из наиболее значимых параметров, если говорить об отдельных сферах использования этого изделия.
Виды и маркировка изделий
При выборе стального троса для решения определенных задач следует учитывать массу факторов: его устройство, длину и диаметр, а также основные параметры – гибкость и предельную нагрузку, которую он способен выдержать. Нужно обязательно уделить внимание конструкции такого изделия, которая во многом и определяет его основные характеристики. К тому или иному типу конструкции тросы причисляют в зависимости от того, из какого количества свивок они выполнены. Так, стальной трос одинарной свивки состоит из сердечника, на который по спирали накручена проволока. Такие элементы часто используются в качестве отдельных прядей для изготовления более сложных изделий – стальных тросов двойной свивки.
Конструкция таких изделий включает в себя сердечник, на который с соблюдением определенной последовательности и накручивают пряди. Пряди используются для изготовления как однослойных, так и многослойных тросов, которые способны выдерживать значительные нагрузки и могут обладать способностью не закручиваться в процессе работы, что очень важно во многих ситуациях. Самыми сложными по своему устройству являются тросы тройной свивки, для изготовления которых используют так называемые стренги. Стренг – это, по сути, стальной трос двойной свивки, специально изготовленный для того, чтобы в дальнейшем формировать из него более сложные изделия.
Для производства тросов сложной конструкции могут использоваться пряди, выполненные различными способами. Для маркировки и определения типа прядей, из которых выполнен трос, используют обозначение ЛК – линейное касание. Наиболее простые по своему устройству пряди (ЛК-0) характеризуются одинаковым шагом свивки во всех слоях и ее повторяющимся рисунком.
Для формирования слоев пряди может быть использована проволока разного диаметра, в таких случаях она обозначается ЛК-Р. Существуют и смешанные типы прядей, одни слои которых изготовлены из проволоки одного диаметра, а другие – из проволоки разного. Такие пряди обозначаются ЛК-РО. Способ изготовления прядей очень важно учитывать при выборе тросов различного назначения, так как именно он в большей степени определяет те свойства, которыми обладает готовое изделие.
Для производства стальных тросов также используются пряди, изготовленные по принципу не линейного (ЛК), а точечного касания проволоки в них (ТК). Особенности устройства таких прядей заключаются в том, что в каждом их слое используется разный шаг намотки проволоки, кроме того, эти слои перекрещиваются между собой. Следует сразу сказать, что не рекомендуется использовать стальные тросы с такими прядями в тех случаях, когда они будут испытывать значительные динамические нагрузки.
Типы плетения стальных тросов
Объясняется это тем, что в связи с невысокой плотностью внутренней структуры таких изделий, их слои под действием динамических нагрузок подвергаются сильному трению, что может привести к быстрому выходу из строя всего троса. Существуют и комбинированные тросы, для изготовления которых использованы пряди ЛК и ТК типов. Обозначаются они соответственно ТЛК. Каждый из приведенных выше типов стальных тросов следует выбирать в зависимости от их назначения, тщательно оценивая те условия, в которых они будут эксплуатироваться.